Classical Music | Классическая музыка

Тема в разделе "Архив тем", создана пользователем Le_Souriant, 8 авг 2009.

Статус темы:
Закрыта.
  1. Le_Souriant
    Le_Souriant

    Проверенный
    Сообщения:
    243
    Дата: 8 авг 2009 | Сообщение #1
    Классическая музыка

    Наверное, сложно найти человека, который никогда слышал классические музыкальные произведения. Классика сопровжодает нас везде - на уроках музыки в школе, у кого-то ее любят родители, ее можно услышать по телевидению как в музыкальных передачах, так и в фильмах в качестве фоновой музыки. Так что же это все таки за музыка? Увы, здесь даже Википедия не может дать точное опредение:
    Класси́ческая музыка (также — музыкальная классика) — свободное от терминологической строгости понятие, употребляющееся, в зависимости от контекста, в различных значениях, имеющее вполне определённый исторический смысл и менее определённый оценочный. В разговорном языке понятие «классическая музыка» часто используется как синоним музыки «академической».

    Пожалуй, имена таких великих композиторов как Моцарт, Бетховен, Чайковский, Вивальди, Бах знакомы всем. Конечно, список можно продолжать очень и очень долго. Поэтому отметим лишь несколько фактов об известных нам с детства композиторах.

    Вольфганг Амадей Моцарт - австрийский композитор XVIII века. Был капельмейстером, играл на таких музыкальных инструментах как пианино, скрипка, клавесин, орган. До сих пор покрыта мраком тайна смерти этого композитора. Кто-то обвиняет Антонио Сальери в его отравлении, кто-то настаивает на смерти от лихорадки.
    "Реквием":

    Людвиг ван Бетховен - немецкий композитор XVIII и XIX веков. Писал произведения для фортепиано, скрипки и виолончели. Феномен этого известного композитора состоит в том, что лучше свои произведения он написал будучи полностью глухим. "Как такое возможно?" спросите вы. Композитор прикладывал к уху палочку, с помощью которой ощущал вибрации воздуха - следствие прохождения звуковых волн. Это все еще может казаться невероятным, но это факт.
    "Лунная соната":


    Автор шапки - JDee
     
  2. $abre
    $abre

    Проверенный
    Сообщения:
    463
    Дата: 8 авг 2009 | Сообщение #2
    Бетховен - Лунная Соната)))
    хороший композитор, но я не увлекаюсь классической музыкой
     
  3. Danehliya
    Danehliya

    Проверенный
    Сообщения:
    452
    Дата: 9 авг 2009 | Сообщение #3
    Хмм... Без классики мне никуда)) Кстати, Патетическая сон. Бетховена очень нравится...
    Эх... Бах это вообще вечная музыка! [​IMG]
    Так, ну ладно. Классики тоже разные бывают! И не могу сказать, что я прямо фанатею от всей этой музыки... [​IMG]
     
  4. Le_Souriant
    Le_Souriant

    Проверенный
    Сообщения:
    243
    Дата: 9 авг 2009 | Сообщение #4
    Я, конечно, тоже от классики не фанатею, но иногда бывает приятно послушать. Успокаивает как-то. [​IMG]
     
  5. Fioletto4ka
    Fioletto4ka

    Проверенный
    Сообщения:
    87
    Дата: 9 авг 2009 | Сообщение #5
    Ну, что могу сказать, вообще музыка - это моя профессия, моя жизнь, мой хлеб, моя судьба, предначертанная свыше и т.д. И основа всего - конечно же классическая музыка! Кому интересно - буду выкладывать разную инфу.
     
  6. Fioletto4ka
    Fioletto4ka

    Проверенный
    Сообщения:
    87
    Дата: 9 авг 2009 | Сообщение #6
    Иоганн Себастьян Бах (Bach, Johann Sebastian)

    [​IMG]

    Иога́нн Себастья́н Бах (нем. Jóhann Sebástian Bach; 21 марта 1685 (ст. ст.) Эйзенах, Германия — 28 июля 1750 (н. ст.) Лейпциг, Германия) — немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. Один из величайших композиторов в истории музыки.

    За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Бах — мастер полифонии. После смерти Баха его музыка была малопопулярна, но в XIX веке её открыли вновь. Его творчество оказало сильное влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XX веке. Педагогические произведения Баха используются по назначению до сих пор.



    Этот величайший композитор, по-моему мнению, "основа основ". Слушая и изучая его произведения, я не перестою удивляться его гению, совершенству формы и звучания, логичностью и феноменальной драматургией. Я думаю (и это признанный факт), чтобы играть Его произведения, нужно не просто хорошо владеть инструментом (в том числе и голосом), но и чувствовать любое изменение фактуры, динамики, агогики и полифонического склада, а это очень нелегко, т.к. основа его драматургии - религия. Бах был очень верующим человеком, поэтому нам, современным людям, многое непонятно в его произведениях., а если и понятно, то мы не можем это передать в полной мере, так как очень далеки от религии. Мы не так воспринимаем Бога, мы Его не любим так, как любил Его Бах. В этом и вся сложность... однако слушая Баха нельзя не задумываться на эту тему, так как получаешь огромную долю умиротворенности и благоговения...

    P.S. Конечно моя пылкая речь была обращена к профессиональным музыкантам, поэтому любителей прошу не судить строго.
     
  7. Fioletto4ka
    Fioletto4ka

    Проверенный
    Сообщения:
    87
    Дата: 9 авг 2009 | Сообщение #7
    Вольфганг Амадей Моцарт (Mozart)
    [​IMG]

    Вольфганг Амадей Моцарт (Mozart) (27.1.1756, Зальцбург, - 5.12.1791, Вена), австрийский композитор. Среди величайших мастеров музыки Моцарт выделяется ранним расцветом мощного и всестороннего дарования, необычностью жизненной судьбы - от триумфов вундеркинда до тяжёлой борьбы за существование и признание в зрелом возрасте, беспримерной смелостью художника, который предпочёл необеспеченную жизнь независимого мастера унизительной службе у деспота-вельможи, и, наконец, всеобъемлющим значением творчества, охватывающего почти все жанры музыки.

    Игре на музыкальных инструментах и сочинению Моцарта обучил его отец - скрипач и композитор Леопольд Моцарт. С 4-летнего возраста Моцарт играл на клавесине, с 5-6 лет начал сочинять (в 8-9 лет Моцарт создал первые симфонии, а в 10-11 - первые произведения для музыкального театра). В 1762 году начались гастроли Моцарта и его сестры - пианистки Марии Анны в Германии, Австрии, затем во Франции, Англии, Швейцарии. Моцарт выступал как пианист, скрипач, органист, певец. В 1769-1977 годах он служил концертмейстером, в 1779-1781 - органистом при дворе зальцбургского князя-архиепископа. Между 1769 и 1774 годами совершил три поездки в Италию; в 1770 году был избран членом Филармонической академии в Болонье (у руководителя академии падре Мартини брал уроки композиции), получил в Риме от папы орден Золотой шпоры. В Милане Моцарт дирижировал своей оперой "Митридат, царь понтийский". К 19 годам композитор был автором 10 музыкально-сценических сочинений: театральной оратории "Долг первой заповеди" (1-я часть, 1767, Зальцбург), латинской комедии "Аполлон и Гиацинт" (1767, Зальцбургский университет), немецкого зингшпиля "Бастьен и Бастьенна" (1768, Вена), итальянских опер-буффа "Притворная простушка" (1769, Зальцбург) и "Мнимая садовница" (1775, Мюнхен), итальянских опер-сериа "Митридат" и "Луций Сулла" (1772, Милан), опер-серенад (пасторалей) "Асканий в Альбе" (1771, Милан), "Сон Сципиона" (1772, Зальцбург) и "Царь-пастух" (1775, Зальцбург); 2-х кантат, многих симфоний, концертов, квартетов, сонат и др. Попытки устроиться в каком-либо значительном музыкальном центре Германии или Париже не увенчались успехом. В Париже Моцарт написал музыку к пантомиме Ж. Ж. Новера "Безделушки" (1778). После постановки оперы "Идоменей, царь критский" в Мюнхене (1781) Моцарт порвал с архиепископом и поселился в Вене, средства к существованию добывал уроками и академиями (концертами). Вехой в развитии национального музыкального театра явился зингшпиль Моцарта "Похищение из сераля" (1782, Вена). В 1786 году состоялись премьеры небольшой музыкальной комедии Моцарта "Директор театра" и оперы "Свадьба Фигаро" по комедии Бомарше. После Вены "Свадьба Фигаро" была поставлена в Праге, где встретила восторженный приём, как и следующая опера Моцарта "Наказанный распутник, или Дон Жуан" (1787). С конца 1787 года Моцарт - камерный музыкант при дворе императора Иосифа II с обязанностью сочинять танцы для маскарадов. Как оперный композитор Моцарт не имел успеха в Вене; только один раз удалось Моцарту написать музыку для венского императорского театра - весёлую и изящную оперу "Все они таковы, или Школа влюблённых" (иначе - "Так поступают все женщины", 1790). Опера "Милосердие Тита" на античный сюжет, приуроченная к коронационным торжествам в Праге (1791), была принята холодно. Последняя опера Моцарта - "Волшебная флейта" (венский пригородный театр, 1791) нашла признание у демократической публики. Тяготы жизни, нужда, болезнь приблизили трагический конец жизни композитора, он умер, не достигнув 36 лет, и был похоронен в общей могиле.

    Моцарт - представитель венской классической школы, его творчество - музыкальная вершина 18 века, детище эпохи Просвещения. Рационалистические принципы классицизма соединились в нём с влияниями эстетики сентиментализма, движения "Буря и натиск". Взволнованность и страстность так же характерны для музыки Моцарта, как и выдержка, воля, высокая организованность. В музыке Моцарта сохранены изящество и нежность галантного стиля, но преодолена, особенно в зрелых произведениях, манерность этого стиля. Творческая мысль Моцарта сосредоточена на углублённом выражении душевного мира, на правдивом отображении многообразия реальной действительности. С одинаковой силой в музыке Моцарта переданы ощущение полноты жизни, радость бытия - и страдания человека, испытывающего гнёт несправедливого социального строя и страстно стремящегося к счастью, к радости. Скорбь нередко достигает трагизма, но преобладает ясный, гармоничный, жизнеутверждающий строй.

    Оперы Моцарта - синтез и обновление предшествовавших жанров и форм. Главенство в опере Моцарт отдаёт музыке - вокальному началу, ансамблю голосов и симфонизму. Вместе с тем он свободно и гибко подчиняет музыкальную композицию логике драматического действия, индивидуальной и групповой характеристике персонажей. По-своему развил Моцарт некоторые приёмы музыкальной драмы К. В. Глюка (в частности, в "Идоменее"). На основе комической и отчасти "серьёзной" итальянской оперы Моцарт создал оперу-комедию "Свадьба Фигаро", в которой соединены лирика и веселье, живость действия и полнота в обрисовке характеров; идея этой социальной оперы - превосходство людей из народа над аристократией. Опера-драма ("весёлая драма") "Дон Жуан" сочетает комедию и трагедию, фантастическую условность и бытовую реальность; герой старинной легенды, севильский обольститель, воплощает в опере жизненную энергию, молодость, свободу чувства, но своеволию личности противостоят твёрдые принципы морали. Национальная опера-сказка "Волшебная флейта" продолжает традиции австро-немецкого зингшпиля. Как и "Похищение из сераля", она сочетает музыкальные формы с разговорным диалогом и опирается на немецкий текст (большинство других опер Моцарта написано на итальянском либретто). Но музыка её обогащена различными жанрами - от оперных арий в стилях оперы-буффа и оперы-сериа до хорала и фуги, от простенькой песенки до масонских музыкальных символов (сюжет навеян масонской литературой). В этом произведении Моцарт прославил братство, любовь и нравственную стойкость.

    Отталкиваясь от выработанных И. Гайдном классических норм симфонической и камерной музыки, Моцарт усовершенствовал структуру симфонии, квинтета, квартета, сонаты, углубил и индивидуализировал их идейно-образное содержание, привнёс в них драматическую напряжённость, обострил внутренние контрасты и усилил стилевое единство сонатно-симфонического цикла (позднее Гайдн воспринял многое от Моцарта). Существенный принцип моцартовского инструментализма - выразительная кантабильность (певучесть). Среди симфоний Моцарта (около 50) наиболее значительны три последние (1788) - жизнерадостная, сочетающая возвышенные и бытовые образы симфония ми-бемоль мажор, патетическая, наполненная скорбью, нежностью и мужеством симфония соль минор и величественная, эмоционально многогранная симфония до мажор, которой позднее было присвоено название "Юпитер". Среди струнных квинтетов (7) выделяются квинтеты до мажор и соль минор (1787); среди струнных квартетов (23) - шесть, посвященных "отцу, наставнику и другу" И. Гайдну (1782-1785), и три так называемых Прусских квартета (1789-1790). Камерная музыка Моцарта включает ансамбли для разных составов, в том числе с участием фортепианных и духовых инструментов.

    Моцарт - создатель классической формы концерта для солирующего инструмента с оркестром. Сохранив присущую этому жанру широкую доступность, концерты Моцарат приобрели симфонический размах и разнообразие индивидуального выражения. В концертах для фортепиано с оркестром (21) отразились блестящее мастерство и вдохновенная, певучая манера исполнения самого композитора, равно как и его высокое искусство импровизации. Моцарт написал по одному концерту для 2-х и для 3-х фортепиано с оркестром, 5 (6?) концертов для скрипки с оркестром и ряд концертов для различных духовых инструментов, включая Концертную симфонию с 4-мя солирующими духовыми инструментами (1788). Для своих выступлений, а частично для учениц и знакомых Моцарт сочинял фортепианные сонаты (19), рондо, фантазии, вариации, произведения для фортепиано в 4 руки и для 2-х фортепиано, сонаты для фортепиано и скрипки.

    Большую эстетическую ценность имеет бытовая (развлекательная) оркестрово-ансамблевая музыка Моцарта - дивертисменты, серенады, кассации, ноктюрны, а также марши и танцы. Особую группу составляют его масонские композиции для оркестра ("Масонская траурная музыка", 1785) и хора с оркестром (в том числе "Маленькая масонская кантата", 1791), родственные по духу "Волшебной флейте". Церковные хоровые сочинения и церковные сонаты с органом Моцарт писал главным образом в Зальцбурге. К венскому периоду относятся два незаконченных крупных произведения - месса до минор (написанные части использованы в кантате "Кающийся Давид", 1785) и знаменитый Реквием, одно из глубочайших созданий Моцарат (заказан анонимно в 1791 году графом Ф. Вальзегг-Штуппахом; завершен учеником Моцарта - композитором Ф. К. Зюсмайром).

    Моцарт был в числе первых, кто создал в Австрии классические образцы камерной песни. Сохранилось много арий и вокальных ансамблей с оркестром (почти все на итальянском языке), шуточных вокальных канонов, 30 песен для голоса с фортепиано, в том числе "Фиалка" на слова И. В. Гёте (1785).

    Подлинная слава пришла к Моцарту после его смерти. Имя Моцарт стало символом высшей музыкальной одарённости, творческой гениальности, единства красоты и жизненной правды. Непреходящую ценность моцартовских творений и огромную роль их в духовной жизни человечества подчёркивают высказывания музыкантов, писателей, философов, учёных начиная с И. Гайдна, Л. Бетховена, И. В. Гёте, Э. Т. А. Гофмана и кончая А. Эйнштейном, Г. В. Чичериным и современными мастерами культуры. "Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!" - эта меткая и ёмкая характеристика принадлежит А. С. Пушкину ("Моцарт и Сальери"). Преклонение перед "светозарным гением" выразил П. И. Чайковский в ряде своих музыкальных сочинений, в том числе в оркестровой сюите "Моцартиана". Во многих странах существуют моцартовские общества. На родине Моцарта, в Зальцбурге, создана сеть моцартовских мемориальных, просветительных, исследовательских и учебных заведений во главе с Международным учреждением "Моцартеум" (основан в 1880 году).
     
  8. Fioletto4ka
    Fioletto4ka

    Проверенный
    Сообщения:
    87
    Дата: 9 авг 2009 | Сообщение #8
    ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ (1840–1893)
    [​IMG]

    ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ (Tchaikovsky, Petr Ilich) (1840–1893), русский композитор, музыка которого отличается красочностью, романтичностью и необычайным мелодическим богатством. Родился 25 апреля (7 мая) 1840 в Воткинске (Вятская губерния), в семье начальника Камско-Воткинского завода, горного инженера И.П.Чайковского и Александры Ассиер. Чайковский рос очень нежным, чувствительным ребенком, и его болезненность особенно обострилась после смерти любимой матери (1854). В детстве получил домашнее воспитание, а затем, после двух лет занятий в пансионе, поступил в петербургское Училище правоведения (1852). Окончив его в 1859, стал чиновником Департамента юстиции. С 14 лет начал проявлять склонности к композиции, в 1860 или 1861 опубликовал романс на итальянский текст и тогда же, совершив путешествие по Западной Европе (1861), решил заняться музыкой, прежде всего гармонией, под руководством Н.И.Зарембы. В 1862 он поступил в только что открытую Петербургскую консерваторию и в следующем году оставил государственную службу, чтобы полностью посвятить себя занятиям музыкой. Он занимался композицией и оркестровкой у директора консерватории А.Г.Рубинштейна и за время обучения создал несколько произведений, в том числе увертюру Гроза по одноименной пьесе А.Н.Островского и кантату К Радости на стихи Ф.Шиллера. В 1866, сразу после окончания консерватории, был приглашен на должность профессора гармонии в Московскую консерваторию, открытую в том же году братом Антона Рубинштейна – Николаем Рубинштейном.

    В течение первых двух лет в Москве Чайковский сочинил свою Первую симфонию (Зимние грезы, 1866) и первую оперу Воевода, которая была поставлена в Москве в 1869 (после премьеры уничтожена автором и восстановлена через много лет после его смерти по сохранившимся оркестровым партиям). Вторая опера, Ундина, была представлена в дирекцию Императорских театров, но не дошла до сцены и впоследствии была уничтожена автором (ее материал частично вошел в балет Лебединое озеро). Оркестровая увертюра Ромео и Джульетта получила после премьеры довольно жесткую оценку критики, но после значительной переработки в 1870 и 1880 это сочинение стало одним из самых популярных в оркестровом наследии композитора. Удача начала поворачиваться лицом к музыканту в первые годы следующего десятилетия, когда появились Вторая и Третья симфонии (1872, 1875), три струнных квартета (1871, 1874, 1876), Первый фортепианный концерт си-бемоль минор, а затем оркестровая фантазия Франческа да Римини (1876) и Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (1877). Две следующие оперы Чайковского – Опричник и Кузнец Вакула (вторая из них стала победительницей на конкурсе, объявленном дирекцией Императорского русского музыкального общества) и балет Лебединое озеро были поставлены соответственно в 1874, 1876 и 1877.

    К перечню его работ этого периода можно прибавить заграничные поездки – в Швейцарию, Италию, в Париж и Байройт. Но в 1877 произошли два очень важных события. Первое – начало загадочной дружбы Чайковского с Надеждой фон Мекк, вдовой, обладательницей огромного состояния, обожавшей музыку вообще и в особенности музыку Чайковского, в течении многих лет поддерживавшей композитора, но не желавшей с ним встречаться. Второе – женитьба Чайковского на Антонине Милюковой. Чайковский имел гомосексуальные наклонности, причем испытывал по этому поводу глубокое чувство вины; в 1876 он говорит в письме к брату о своем решении жениться или вступить в открытую связь с женщиной и тем самым заткнуть рты сплетникам. Последствия оказались ужасными: Чайковский попытался покончить с собой, но так и не сумев сделать этого, срочно уехал от жены. Чайковский много лет обеспечивал Милюкову, но никогда более не встречался с ней; она умерла в 1917, последние два десятилетия своей жизни провела в приюте для умалишенных. Зиму 1877/1878 Чайковский прожил с братом Модестом в Швейцарии и Италии, где завершил два шедевра – Четвертую симфонию и оперу Евгений Онегин. Надежда фон Мекк назначила композитору стипендию в размере 6000 рублей в год (ее выплата была прервана внезапно в 1890), что позволило ему оставить педагогическую деятельность и сосредоточиться исключительно на творчестве.

    После описанных событий жизнь Чайковского потекла по прежнему руслу. В 1885 он устроил себе постоянное жилище в Майданове под Клином, затем в 1888 перебрался в соседнее Фроловское и незадолго до смерти наконец приобрел собственный дом на окраине Клина. Он всегда проводил много времени за границей, подолгу жил в поместьях своих родных (особенно в украинском имении Каменка, принадлежавшем семье сестры Чайковского – Александры) и друзей. В этот период появляются три оперы – Орлеанская дева (поставлена в 1881), Мазепа (поставлена в 1884) и Чародейка (поставлена в 1887), а также скрипичный концерт ре мажор (1878), Второй фортепианный концерт соль мажор (1880), торжественная увертюра 1812 год (1881), трио Памяти великого художника (1882), посвященное Н.Г.Рубинштейну, три оркестровые сюиты (1879, 1883 и 1884), симфония Манфред по поэме Байрона (1885). В 1888 году Чайковский вступил на новое поприще. Он преодолел отвращение к публичным выступлениям и постепенно начал дирижировать своими произведениями в Петербурге и Москве. С января по март 1888 он совершил большое зарубежное турне и успешно провел концерты в Лейпциге, Гамбурге, Берлине, Праге, Париже и Лондоне. Год спустя состоялась вторая зарубежная концертная поездка Чайковского. В промежутке были сочинены Пятая симфония ми минор (1888), увертюра-фантазия Гамлет (1888) и вчерне завершен балет Спящая красавица. Оркестрован он был в течение лета 1889 и поставлен в начале следующего года. В 1890 появилась лучшая опера Чайковского – Пиковая дама.

    Весной 1891 Чайковский совершил свою первую (и единственную) поездку в Соединенные Штаты, где выступал в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии, причем обнаружил, что в Америке он известен гораздо больше, чем в Европе. Вернувшись в Россию, он посвятил летние месяцы сочинению баллады для голоса с оркестром Воевода, одноактной оперы Иоланта и балета Щелкунчик. И опера и балет были поставлены в 1891, но имели на премьере столь скромный успех, что огорченный композитор даже прервал работу над почти законченной Шестой симфонией ми бемоль мажор. Три части из этой симфонии (по авторскому подзаголовку – симфония Жизнь) впоследствии были превращены автором в Третий фортепианный концерт, оставшийся после смерти композитора незавершенным: первая часть была издана учеником Чайковского С.И.Танеевым как Третий концерт ми бемоль мажор, ор. 75, а две других части Танеев отредактировал и опубликовал под названием Анданте и Финал для фортепиано с оркестром, ор. 79 (фактически оба опуса представляют собой одно произведение, и в последнее время именно так исполняются некоторыми пианистами). В начале 1893 Чайковский начал работу над «настоящей» Шестой симфонией си минор. Сочинение было прервано поездкой в Англию, куда Чайковский отправился для получения присужденной ему степени почетного доктора музыки в Кембриджском университете. Симфония была закончена в августе, а исполнена впервые под управлением автора в Петербурге 28 октября. Буквально накануне премьеры композитор дал симфонии подзаголовок Патетическая. Через пять дней Чайковский заболел холерой, которой, как считали, он заразился, выпив стакан сырой воды. Умер Чайковский в Петербурге 25 октября (6 ноября) 1893.

     
  9. Fioletto4ka
    Fioletto4ka

    Проверенный
    Сообщения:
    87
    Дата: 9 авг 2009 | Сообщение #9
    Сергей Васильевич Рахманинов
    [​IMG]

    Сергей Васильевич Рахманинов — русский композитор, пианист и дирижер. В 1904-1906 годах дирижер Большого театра. С декабря 1917 года жил за рубежом (с 1918 года в США).

    В творчестве Сергея Рахманинова с особой силой воплощена тема родины. Романтический пафос сочетается в его музыке с лирико-созерцательными настроениями, неистощимое мелодическое богатство, широта и свобода дыхания — с ритмической энергией.

    4 концерта, «Рапсодия на тему Паганини» (1934) для фортепиано с оркестром, прелюдии, этюды-картины для фортепиано, 3 симфонии (1895-1936), фантазия «Утес» (1893), поэма «Остров мертвых» (1909), «Симфонические танцы» (1940) для оркестра, кантата «Весна» (1902), поэма «Колокола» (1913) для хора и оркестра, оперы «Алеко» (1892), «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини» (обе 1904), романсы.

    Годы рождения и учебы

    Сергей Рахманинов родился 20 марта (1 апреля) 1873 года, имение Онег, ныне Новгородской области, в дворянской семье с давними музыкальными традициями (его дед Аркадий Александрович Рахманинов (1808-1881), был известен как автор салонных романсов). Начал систематически учиться музыке в пятилетнем возрасте. В 1882 году Сергей поступил в Петербургскую консерваторию. В 1885 году переехал в Москву и стал студентом Московской консерватории, где занимался вначале у известного пианиста-педагога Н. С. Зверева (чьим учеником был также русский композитор и пианист Александр Николаевич Скрябин), а с 1888 года — у пианиста и дирижера Александра Ильича Зилоти (фортепиано); композитора, пианиста и дирижера Антона Степановича Аренского (композиция, инструментовка, гармония); композитора, пианиста и музыкально-общественного деятеля Сергея Ивановича Танеева (контрапункт строгого письма).

    Среди произведений Сергея Рахманинова, написанных им в годы учебы, — Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1891, 2 редакция, 1917), юношеская симфония (1891), симфоническая поэма «Князь Ростислав» (по Алексею Константиновичу Толстому, 1991). В 1891 году С.Рахманинов окончил консерваторию с большой золотой медалью как пианист, а в 1892 году — как композитор. Дипломной работой Рахманинова стала одноактная опера «Алеко» по поэме Александра Сергеевича Пушкина «Цыганы» (1892, поставлена в Большом театре в 1893).

    Высокого мнения о даровании Рахманинова был русский композитор Петр Ильич Чайковский, под чьим сильнейшим влиянием проходило творческое становление молодого композитора. На смерть Чайковского Рахманинов откликнулся Элегическим трио «Памяти великого художника» для фортепиано, скрипки и виолончели (1893). Среди других произведений 1890-х годов выделяются симфоническая фантазия «Утес» (1893), Музыкальные моменты для фортепиано (6 пьес, 1896) и ряд романсов, в числе которых такие жемчужины русской вокальной лирики, как «В молчаньи ночи тайной» на слова русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета, «Не пой, красавица, при мне» на слова Пушкина, «Весенние воды» на слова русского поэта Федора Ивановича Тютчева. Со дня своего первого исполнения вплоть до нашего времени исключительной популярностью пользуется Прелюдия до-диез минор для фортепиано (1893) — хронологически самая ранняя из 24 пьес Рахманинова в этом жанре.

    В 1895 году Сергей Васильевич Рахманинов сочинил Первую симфонию, премьера которой, состоявшаяся два года спустя под управлением российского композитора, дирижера и народного артиста республики Александра Константиновича Глазунова, обернулась крупным провалом. По свидетельству современников, из-за крайне небрежного исполнения симфония не была оценена должным образом; тем не менее Рахманинов воспринял происшедшее как доказательство его собственной творческой несостоятельности и на несколько лет отошел от сочинения музыки, сосредоточившись на исполнительской деятельности.

    В сезоне 1897/98 годов С.В. Рахманинов дирижировал спектаклями Московской частной русской оперы российского промышленника и мецената Саввы Ивановича Мамонтова; тогда же началась его международная исполнительская карьера (первое зарубежное выступление Рахманинова состоялось в Лондоне в 1899 году). В 1898-1900 Рахманинов неоднократно выступал в ансамбле с русским певцом Федором Ивановичем Шаляпиным.

    1900-е годы

    К началу 1900-х годов Сергею Рахманинову удалось преодолеть творческий кризис. Последовавшие за этим полтора десятилетия стали самыми плодотворным в его биографии. Стиль Рахманинова глубоко укоренен в традиции русской музыки 19 века, особенно московского направления, признанным лидером которого был П.И. Чайковский. Этот стиль композитора находит яркое выражение в первых же крупных произведениях этого периода — популярнейшем Втором концерте для фортепиано с оркестром и Сонате для виолончели и фортепиано (оба созданы в 1901 году).

    Радостным, поистине весенним мироощущением проникнута кантата «Весна» на стихи русского поэта Николая Алексеевича Некрасова (1902). Другие крупные инструментальные опусы Рахманинова 1900-х годов — Симфония №2 (1907) и Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1909), — при всей свой драматической насыщенности, также завершаются безусловно «позитивным» эмоциональным итогом. На этом фоне своим мрачным колоритом выделяется симфоническая поэма «Остров мертвых» (1909), навеянная одноименной картиной популярного на рубеже веков швейцарского живописца Арнольда Беклина.

    В 1904-06 годах Сергей Рахманинов работал дирижером Большого театра, где его «специальностью» были оперы русских композиторов 19 века. Тогда же он написал две одноактные оперы, которые в отличие от «Алеко» не получили широкого признания: «Франческа да Римини» на либретто русского драматурга, либреттиста и музыкального критика Модеста Ильича Чайковского по Данте и «Скупой рыцарь» по Александру Пушкину. Обе оперы увидели свет рампы в 1906 году в Большом театре под управлением автора. Третья опера этого периода, «Монна Ванна» (по одноименной пьесе бельгийского драматурга и поэта Мориса Метерлинка) осталась неоконченной.

    В 1910-х годах Рахманинов уделяет значительное внимание крупным хоровым формам. Огромное значение для духовной русской музыки имеют его великолепные богослужебные композиции — Литургия святого Иоанна Златоуста (1910) и Всенощное бдение (1915). В 1913 году была написана монументальная поэма «Колокола» на стихи американского писателя-романтика и критика Эдгара Аллана По для солистов, хора и оркестра; по своему стилю это произведение ассоциируется не столько с русскими образцами кантатно-ораториального жанра (Чайковский, Танеев), сколько с вокально-симфоническими фресками позднего Листа.

    Богато и разнообразно представлены в творчестве 1900-10-х годов и малые формы Рахманинова: романсы (в том числе знаменитые «Сирень» на слова Е. А. Бекетовой и «Здесь хорошо» на слова Г. Галиной, 1902 год, «Маргаритки» на слова русского поэта Игоря Северянина, 1916 год, и многие другие), пьесы для фортепиано (в том числе 2 тетради прелюдий, 1903, 1910, и 2 тетради «Этюдов-картин», 1911, 1916-17 годы).

    В отличие от большинства других композиторов-пианистов Сергей Рахманинов не придавал особого значения жанру фортепианной сонаты: ни одно из двух его произведений в этом жанре (1907, 1913) не принадлежит к числу крупных художественных удач.

    В декабре 1917 года Рахманинов отправился на гастроли в Скандинавию, откуда в Россию уже не вернулся. В 1918 году он вместе с семьей поселился в США. Последние 25 лет Рахманинов вел жизнь странствующего пианиста-виртуоза. Слава Рахманинова-пианиста, которая и до 1917 года была достаточно велика, вскоре стала поистине легендарной. Особым успехом пользовались его интерпретации собственной музыки и произведений композиторов-романтиков — Фридерика Шопена, Роберта Шумана, Ференца Листа. Граммофонные записи рахманиновской игры дают представление о его феноменальной технике, чувстве формы, исключительно ответственном отношении к деталям. Пианизм Рахманинова оказал влияние на таких выдающихся мастеров фортепианного исполнительства, как Владимира Владимировича Софроницкого, Владимира Самойловича Горовица, Святослава Теофиловича Рихтера, Эмиля Григорьевича Гилельса.

    Многочисленные концертные выступления не оставляли Рахманинову сил и времени для сочинения музыки; свою роль в снижении творческой активности сыграл и многолетний отрыв композитора от Родины. В течение первых девяти лет эмиграции Рахманинов не написал ни одного нового произведения; затем появились Концерт №4 для фортепиано с оркестром (начатый в России в середине 1910-х годов, он был завершен в 1926 году), «Три русские песни» для хора и оркестра (1926), Вариации на тему Корелли для фортепиано (1931), Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром (1934), Симфония №3 (1935-36) и «Симфонические танцы» для оркестра (1940). В последних двух произведениях с особой силой звучит тема тоски по утраченной России.

    Сергей Рахманинов скончался 28 марта 1943 года, в Беверли Хиллз, Калифорния, США. Похоронен в Волхолле, близ Нью-Йорка.

     
  10. Fioletto4ka
    Fioletto4ka

    Проверенный
    Сообщения:
    87
    Дата: 9 авг 2009 | Сообщение #10
    Ну вот. Это мои любимые... кому нравится, могу дать ссылки с музыкой!
     
  11. [email protected]$тю)(@
    N@$тю)(@

    Проверенный
    Сообщения:
    139
    Дата: 9 авг 2009 | Сообщение #11
    Fioletto4ka, дай мне, плз! В ЛС,
    Кстати, около месяца, по России крутили фильм. Россия Док - Вода. (Я была у бабушки в Екатеринбурге и у неё смотрела). Так вот, ученые провели эксперимент с водой. Одной емкости с водой дали послушать рок, другой - классику. И что было после заморозки?! Кристаллы воды, которая "слушала" рок были...ну, в общем, как будто Геракл своим кулаком стукнул. А ода, которая "слушала" классику - точнее, клисталлы воды - как в мороз узоры на окнах.
    О чем это говорит?
     
  12. Berserck
    Berserck

    Haruspex


    Друг сайта
    Сообщения:
    245
    Дата: 9 авг 2009 | Сообщение #12
    Fioletto4ka, биографии композиторов, это неплохо, но сделайте их читабельными. Выразите свое отношение. Длинный текст и без указания источника нам здесь ни к чему. Переделайте.
     
  13. Berserck
    Berserck

    Haruspex


    Друг сайта
    Сообщения:
    245
    Дата: 10 авг 2009 | Сообщение #13
    Франц Йозеф Гайдн
    [​IMG]
    Родился будущий композитор в поселке Рорау в Австрии в 1732 году. Через пять он был отправлен родителями в ближайший город, Хайнбург, где обучался хоровому пению, а еще через 3 года был взят в хор капеллы. Талант Гайдна был замечен сразу. В ближайшие 9 лет Гайдн совершенствовал свои музыкальные способности, пока его не выгнали из хора в связи с тем, что у мальчика начал ломаться голос. В период с 1749 по 1759 год Гайдн пишет несколько запоминающихся произведений для клавесина. И вот в 1759 году Гайдну доверяют под руководство небольшой оркестр, управляя которым, Гайдн пишет свои самые первые симфонии.
    Через 2 года Гайдн начинает работу в оркестре при дворе венгерского княжеского дома Эстергази. Спектр жанров, над которыми работает капельмейстер Гайдн, значительно увеличивается. За свою без малого 30-летнюю работу у Эстергази Гайдн становится по-настоящему известен. И когда в 1790 году оркестр распускают, Гайдн не остается без работы и отправляется в Британию. Позднее он переезжает в Вену, где пишет свои самые известные работы: "Времена года" и "Сотворение мира". Эти произведения стали вершиной творчества Гайдна. Лучшие традиции германской классицистической музыки сошлись с таинственным музыкальным почерком Гайдна.
     
  14. $abre
    $abre

    Проверенный
    Сообщения:
    463
    Дата: 10 авг 2009 | Сообщение #14
    З.Ы.Я тоже смотрел. Короче надо пить воду у которой правильные кристаллы, а кривые и косые вредны)))не объяснимо но так нам на уроке сказали. Кажется в Белоруссии в помещениях с резервуарами с питьевой водой, которая потом уйдет жителям включают классическую музыку.
     
  15. Rhea
    Rhea

    Проверенный
    Сообщения:
    748
    Дата: 12 сен 2009 | Сообщение #15
    А у меня праздник. Наконец-то я, поборов лень, склероз и преодолев прочие препятствия, конвертировала один из любимых фильмов-опер Don Giovanni: Leporello's Revenge из avi в mp3, и теперь могу слушать его в любое время в любом месте.
    Настоятельно советую посмотреть его любителям классики, любителям Моцарта и любителям Дмитрия Хворостовского. Если, конечно, ещё не...
    [​IMG]
     
  16. ync
    ync

    Проверенный
    Сообщения:
    379
    Дата: 2 дек 2009 | Сообщение #16
    ...в своё время музыкальной школе наслушалась академическую классику на всю оставшуюся жизнь, но всё же нравиться виолончель /у Ennio Morricone есть неплохие темы/...
    это смотря что считать классикой... вот я и Нопфлера и Битлз и Синатру отношу к классике ...
    на вкус и цвет - товарищей нет ....главное насильно не "пихать" в себя "навязанную" другими музыку и слушать то, что нравиться ... через силу благоприятного эффекта даже на воде не будет ....
    ...но! ...всё же считаю, что интеллигентный человек всё же должен научить себя отличать по звучанию Баха от Бакстехуде...
     
  17. Селеста
    Селеста

    Musica nell'anima



    Суперзвезда
    Сообщения:
    4.964
    Дата: 22 дек 2009 | Сообщение #17
    Лично у меня мурашки по коже от Вивальди [​IMG]
     
  18. Fioletto4ka
    Fioletto4ka

    Проверенный
    Сообщения:
    87
    Дата: 25 дек 2009 | Сообщение #18
    ync, да, вы правы....но я бы хотела сказать, что Бах и БУкстехуде писали в очень похожей манере, поэтому не каждый музыкант сразу может их отличить, а тем более простой, но интеллигентный человек. Достаточно будет только пожелать отличать Баха от Шуберта, или Дебюсси, ну Хиндемита в крайнем случае....
    _Selesta_, да, Вивальди лично у меня вызывает очень положительные эмоции [​IMG]
     
  19. Opheliac
    Opheliac

    Проверенный
    Сообщения:
    577
    Дата: 6 фев 2010 | Сообщение #19
    Единственное, что я могу слушать из классики - это "Вальс цветов" Чайковского [​IMG]
     
  20. ksew
    ksew

    Проверенный
    Сообщения:
    2.412
    Дата: 8 фев 2010 | Сообщение #20
    в музыкалке за семь лет наслушалась классики. если честно - не моё. наводит тоску
     
Статус темы:
Закрыта.