Книжный клуб "За чашкой чая"

JaNat

inDesign
Администратор
Сообщения
16.934
Достижения
7.220
Награды
14.462

RzW2uBb.jpg


Добро пожаловать в книжный клуб "За чашкой чая" (КК), где мы совместно читаем и обсуждаем выбранные общим голосованием книги! Здесь принято обращаться друг к другу на "ты", выражать честное мнение о прочитанном и расширять свои литературные горизонты.

JaNat – основатель клуба
Oliveira – председатель клуба

Для того, чтобы пополнить ряды участников КК необходимо:
1. Внимательно прочесть весь этот пост;
2. Представиться в теме и рассказать немного о себе и своих книжных пристрастиях (для новичков), приступить к чтению произведений текущего сезона, порядок чтения книг произвольный. Читать все не обязательно, но чем больше - тем лучше. Если вы младше восемнадцати лет, перед чтением выбранной книги убедитесь, что она соответствует вашему возрасту;
3. Прийти с отзывом о прочитанном и выставить книге оценку по 10-балльной шкале (от 1 до 10 без десятичных знаков).

Спойлер

*обложки книг кликабельны*
Спойлер

image.jpg
7209784772.jpg
1600.jpg
Nikolaj-Leskov-Zahudalyj-rod-sb.webp
7179376246.jpg
7074023912.jpg








Спойлер

617395.jpg
1004432776.jpg
7219247932.jpg
7071108557.jpg
uk735060-1.jpg
71566375.jpg
full-10306590.jpg
6853571740.jpg
1f2242ae7fc8d6ae3ff739d9dbbc3a8b.jpg











Спойлер

Keti-Rajh-Uzhe-mertva.jpg
A-Dzh-Riddl-Gen-Atlantidy.jpg




Спойлер

6033022991.jpg


Cкачать все книги текущего сезона можно здесь

Спойлер

Участниками Книжного клуба становятся пользователи, оставившие отзыв с оценкой на любое произведение текущего сезона. Список участников обновляется по мере необходимости, поэтому если вы отзыв написали, а в списке вас еще нет, ничего страшного, вы уже член клуба. Активные участники клуба также могут вступить в группу "Книгоман": Группа "Книгоман" | The Sims Creative Club. Узнать ники на сайте LiveLib нынешних и прошлых участников Книжного клуба можно в третьем сообщении темы: Книжный клуб "За чашкой чая" | The Sims Creative Club.
Arielle
elBrujo
Likol
Mum_skazka
Oliveira
Дрон_Усков
Мурр

Юзербар участника КК:
F6gp-Dgd-KE3-E.jpg

Код:
[URL='http://thesims.cc/posts/3180115'][IMG]https://i.ibb.co/4twPjRc/F6gp-Dgd-KE3-E.jpg[/IMG][/URL]

Спойлер

Произведения, прочитанные в рамках прошедших сезонов, можно найти во втором сообщении темы: Книжный клуб "За чашкой чая" | The Sims Creative Club. К ним вы также можете оставлять отзывы с оценками, которые будут учтены в статистике клуба. Также все книги продублированы в специальной подборке на сайте LiveLib: Чтобы увидеть скрытый текст, войдите или зарегистрируйтесь..

Спойлер

Осенний сезон 2012
Зимний сезон 2012-2013
Весенний сезон 2013
Летний сезон 2013
Осенний сезон 2013
Зимний сезон 2013-2014
Весенний сезон 2014
Летний сезон 2014
Осенний сезон 2014
Зимний сезон 2014-2015
Весенний сезон 2015
Летний сезон 2015
Осенний сезон 2015
Зимний сезон 2015-2016
Весенний сезон 2016
Летний сезон 2016
Осенний сезон 2016
Зимний сезон 2016-2017
Весенний сезон 2017
Летний сезон 2017
Осенний сезон 2017
Зимний сезон 2017-2018
Весенний сезон 2018
Летний сезон 2018
Осенний сезон 2018
Зимний сезон 2018-2019
Весенний сезон 2019
Летний сезон 2019
Осенний сезон 2019
Зимний сезон 2019-2020
Весенний сезон 2020
Летний сезон 2020
Осенний сезон 2020
Зимний сезон 2020-2021
Весенний сезон 2021
Летний сезон 2021
Осенний сезон 2021
Зимний сезон 2021-2022
Весенний сезон 2022
Летний сезон 2022
Осенний сезон 2022
Зимний сезон 2022-2023
Весенний сезон 2023
Летний сезон 2023
Осенний сезон 2023
Зимний сезон 2023-2024
Весенний сезон 2024
Летний сезон 2024
Осенний сезон 2024
Зимний сезон 2024-2025


Спойлер

Отзыв - это выраженное вами личное мнение (минимум одно-два внятных предложения) относительно прочитанного произведения из текущего или прошедших сезонов с выставленной книге оценкой (от 1 до 10 без десятичных знаков). Подробные отзывы приветствуются :)

В отзывах и обсуждениях запрещено спойлерить, т.е. открыто говорить о важных сюжетных моментах! К подобным ключевым моментам можно отнести "отэтоповороты" (сюжетные ходы, которые буквально переворачивают все с ног на голову), смерти персонажей, финалы и другие важные и интересные подробности, которые многие предпочли бы узнать при чтении из книги, а не от одноклубников. Подобные рассуждения прячьте под кнопку "спойлер" чтобы не портить удовольствие от прочтения другим участникам клуба. Название книги и ее оценку под спойлер не убирайте (в том числе рассказов). Обязательно выделяйте оценку жирным. Дилогии, которые мы читали после осени 2017, можно оценивать так же, как и циклы (см. ниже правила оценивания циклов).

Оценка цикла книг. Цикл - несколько произведений одного автора, объединенных по какому-либо принципу (общий сюжет или мир, сквозная идея, персонаж, переходящий из книги в книгу и т.п.). Обязательно ставим циклу общую оценку независимо от количества прочтенных из него книг (сколько книг из цикла прочесть, чтобы выставить "объективный" балл - на ваше усмотрение, можете прочесть все, через одну или ограничиться только первой). При желании дополнительно вы можете описать и оценить каждую прочитанную книгу цикла в отдельности. Если вы поставите оценки только книгам цикла, но не поставите общей, это будет приравниваться к отзыву без балла: в статистике вы не будете числиться читателем, вам не будет плюса для чашки. В статистике подобные серии помечены голубым цветом. Примеры правильного оформления отзывов на циклы: раз, два, три, четыре, пять.

Оценка малой прозы. Рассказ - это самостоятельное сюжетное произведение, поэтому оценка ставится каждому прочитанному рассказу/новелле своя. Отзыв можно написать обобщенный по всем рассказам сезона либо расписать впечатления по каждому отдельно. В файле статистики малая проза помечена зеленым цветом.

Оценка недочитанного. Оценивать недочитанное произведение или нет – на ваше усмотрение, однако отзывы без баллов не будут засчитаны в статистике прочитанного.
Если спустя какое-то время вы понимаете, что слишком сильно занизили/завысили оценку прочитанной книге либо перечитали ее и получили совершенно противоположные впечатления, можете скорректировать балл и написать новый отзыв.

В книжном клубе можно обсуждать книги, прочитанные "за кадром" (не входящие в списки сезонов), однако отзывы на них лучше оставлять в специальной теме.

Спойлер

На основе проставленных в отзывах оценок формируется статистика прочитанного. Из нее можно узнать рейтинг и количество читателей любой книги из любого сезона, посмотреть, сколько книг (и какие) прочел тот или иной участник КК, а также узнать успешность какого-либо сезона в целом. Для удобства вся статистика ведется в специальном ежемесячно обновляемом Excel файле. Посмотреть/скачать его можно здесь:
Чтобы увидеть скрытый текст, войдите или зарегистрируйтесь..

Спойлер

На каждый календарный сезон – зима, весна, лето и осень – выбирается свой список книг. Для этого участники сначала предлагают желаемые произведения в обозначенных ниже категориях, а затем путем общего голосования отбирают самые приоритетные из них для чтения в ближайшие три месяца. Исключение – летний сезон: участники не только предлагают книги самостоятельно, но еще и выбирают произведения из какого-либо книжного топа или популярной подборки книг.

20 февраля / мая / августа / ноября после публикации организаторами поста-созывалки начинаем предлагать книги на грядущий сезон, не повторяясь с уже прочитанным в КК (список прочитанных произведений можно посмотреть во втором сообщении темы).

Внецикловая книга – предлагаем одиночное произведение или дилогию. Можно предлагать некоторые романы-эпопеи типа Отверженных и Войны и мира, а также допустимы авторские сборники малой прозы с явно выраженной сюжетной или тематической связью, написанные специально как цельная книга (например, «Денискины рассказы» Драгунского)

Цикл книг – предлагаем цикл, в который на данный момент входит три и более переведенных на русский язык полноценных книг (романов или крупных повестей) одного автора, ориентируемся на сайт Фантлаб).

Нехудожественная книга – предлагаем одиночное произведение или дилогию. В категорию попадает научпоп, биографии, публицистика и так далее. Произведения основаны не на вымысле, а на фактах.

Малая проза – предлагаем имя автора или жанр/тематику или страну; рассказы не должны входить в какие-либо циклы, т.е. могут рассматриваться как самостоятельные истории.

С 25 февраля / мая / августа / ноября после публикации организаторами подборки книг: участники КК выбирают книги (количество варьируется в зависимости от того, сколько было предложено), в случае затруднения категорию можно пропустить. Голосовать за предложенные собой книги разрешается. Изменить голос нельзя. После окончания голосования участник, предложивший победившего в голосовании автора/тему малой прозы, выбирает рассказы (не более десяти штук) для дальнейшего чтения в рамках сезона. Если участник не предоставит список рассказов в течение трех дней после окончания голосования, список составляет председатель клуба.

В окончательных итогах голосования имя любого автора не должно прозвучать более одного раза. Если два и более произведения одного автора набрали проходной балл, проходит только одно произведение с максимальным числом голосов.

В окончательный список попадают книги, набравшие максимальное количество голосов:
- восемь внецикловых книг;
- два цикла;
- три нехудожественные книги;
- пять-десять рассказов.

Количество книг в каждой категории приблизительное и может меняться в зависимости от голосования.
 
Последнее редактирование модератором:

Касабланка

Бланш
Проверенный
Сообщения
8.266
Достижения
1.495
Награды
3.216
Romawka, там на самых первых страницах книг главное уцепиться за даты - 1945 и 1917 годы. А в Узнике неба действие происходит после событий Тени ветра, но есть погружение в события где-то между Игрой ангела и Тенью ветра. Поэтому разбирайся сразу, а то точно голова кругой пойдет :)

Ornela, это меня вчера EllaRosa вдохновила :) А так-то я к Ритуалу отношусь... ну не с прохладцей, канэшн, но и не с восторгом. Сказка-то красивая, а исполнение не понравилось. Порадовала в основном идея - человек, пардон, дракон против системы, пардон, многовекового ритуала ))
и фильм неплохой
Мне фильм чота не приглянулся, до сих пор не могу до конца досмотреть - все время отвлекаюсь. Правда, кое-где он получше книги, хотя... наравне, наверное.
 
Последнее редактирование:

Romawka

Проверенный
Сообщения
1.134
Достижения
480
Награды
868
Я дочитала. Причём последние главы с телефона, потому что книга зависла на самом интересном месте!!
Пока скажу, что вторая часть мне понравилась больше. И уже сложно отрицать наличие в ней мистической составляющей. В первой всё логично объяснилось, здесь же остались моменты, в ккоторых без вмешательства сверхъестественности не обошлось))
 

EllaRosa

Беспощадная
Завсегдатай
Сообщения
4.327
Достижения
990
Награды
1.413
Ornela, это меня вчера EllaRosa вдохновила :)
прекрасно, что ты смогла изобразить то, чего у меня никогда не получится :)
Пока скажу, что вторая часть мне понравилась больше
Урааааа :) Наконец-то я нашла единомышленника ))) А то меня сегодня друг расстроил, говорит, прочитал 60 страниц и бросил. "Больше никогда Сафона не возьму в руки". И не с кем разделить восторга, эх.

А я читаю "Дорожные работы". Пока ничего не могу сказать, чтоб не сглазить хд
 

Romawka

Проверенный
Сообщения
1.134
Достижения
480
Награды
868
EllaRosa, вот она я)) Я, конечно же, прочту третью книгу, но думаю, что впечатление от этой сложно будет перекрыть)
Давид мне пришелся по душе и его история пробрала до самых кончиков пальцев. И здесь обошлось без жааарких страстей, хоть любовь играла важную роль.
Хороша Исабелла, я прониклась к ней большой симпатией и уважением.
И финал вышел отменный. Последние страницы это...здорово!
Я долго сидела с закрытыми глазами, передо мной продолжала разворачиваться история...
Вот же патрон... Действительно, месть и благо...
 
Последнее редактирование:

Рокелина

HepB@TpEnK@
Легенда форума
Сообщения
7.837
Достижения
3.220
Награды
7.990
здесь же остались моменты, в ккоторых без вмешательства сверхъестественности не обошлось))
Шизофриния сверхъестественностью считается? :подмигиваю:
Я больше склоняюсь к ее вмешательству :улыбаюсь:
 

EllaRosa

Беспощадная
Завсегдатай
Сообщения
4.327
Достижения
990
Награды
1.413
Шизофриния сверхъестественностью считается? :подмигиваю:
Я больше склоняюсь к ее вмешательству :улыбаюсь:
Мне б все же хотелось верить, что это сверхъестественные силы, чем шизофрения))) Уж очень красивая история вышла.
 

Romawka

Проверенный
Сообщения
1.134
Достижения
480
Награды
868
Присоединяюсь к EllaRosa. Я тоже за сверх силы, а не душевные болезни.
Так они интереснее!
Сегодня разбавила марафон Агатой Кристи "Подвиги Геракла"
Очень интересные дела-параллели) Все 12 подвигов нашли своё воплощение.
Постепенно продвигаюсь по пути всех историй Пуаро.
 

Касабланка

Бланш
Проверенный
Сообщения
8.266
Достижения
1.495
Награды
3.216
Я люблю мистическую атмосферу, но обычно больше радуюсь стандартно-реальным объяснениям, так шо поддержу шизофрению :баян:
Хотя с удовольствием почитала бы сюжетец про призраков, к примеру: какой-нибудь старый-престарый особняк и куча тайн, и шоб реально со ржавыми звенящими оковами )) Надо выделить время для Джонатана Страуда и его Локвуда.
 

MadCat

Завсегдатай
Сообщения
1.641
Достижения
680
Награды
1.372
Привет, клуб. Слетела моя бронь на "Тёмные начала" Пулмана. Честно признаюсь, быстро закончила первую, а после первой трети второй книги как отрубило. Совершенно не могу её читать =/
Первой книге я бы поставила 6. Кратко о плюсах и минусах для меня:
6 поставила потому что книга явно не "моя", а для своего жанра она вполне неплоха. Для меня книга плосковата. Сюжет средний, есть неплохие эпизоды.
Интересным для меня было:
Структура мира. Отталкивается от привычного, но есть всякие любопытные детали (Аврора, истории про север, религия).
Линия медведей. Йорек как характерный персонаж. Хотя его линия простовата, некоторые интересные сцены есть с ним. Сцена с королем медведей и Лирой.
Понравились деймоны и история жнецов. Хороша сцена с мальчиком в деревне (куда отправились Лира и Йорек).
Алетиометр. Хорош для артефакта.
Не понравилось:
Скупой язык (вина перевода мб).
Хотя в книге есть сложные сцены и трагизм ситуации должен бы зашкаливать, сейчас она не вызывает у меня никаких эмоций. Пока читала как-то реагировала, а теперь пусто в голове, картинки остались и мысли "вот тут было печальное место", но ничего глубокого.
Иногда события происходящие в книге выглядят наигранными.
Приключенческое чтение, есть занятные места. Приятные второстепенные персонажи. Запоминающиеся детали. Если кто-то смотрел фильм, лучше прочитать и книгу, она интереснее.

Мне, конечно, интересно завершение истории, но я не думаю, что я добью это всё в ближайший месяц <_<. Если добью - принесу более подробный отчет с баллами.
 
Последнее редактирование:

Ornela

Январская киса
Проверенный
Сообщения
8.817
Достижения
210
Награды
8.413
С. Дяченко, М. Дяченко "Ритуал"
Мне понравилась эта сказочная история, я скорее назвала бы её сказкой, чем фэнтези ( объясните мне в чём разница :)) Милая и добрая, трогательная и с хорошим ( мне хочется так думать! ) концом. Мне понравилась Юта - она живая и непосредственная, я сопереживала Арману и негодовала из-за Остина. Всё, что нужно для хорошей истории в книге есть - лёгкий слог, интересные описания, живые диалоги. Не думаю, что буду перечитывать, но читала с удовольствием. Конечно, не на "десятку" - как это пафосно говорится, не затронула книга струн моей души))) Но, думаю, лет десять назад точно бы оценила на пару баллов выше.
Оценка - 8 баллов.
 

EllaRosa

Беспощадная
Завсегдатай
Сообщения
4.327
Достижения
990
Награды
1.413
Дорожные работы - Стивен Кинг

Помню, как не хотела её читать. Но решила начать именно с неё, как неискушенный Кингом читатель))) Теперь не жалею о том, что потратила на неё время. Однако среди отрицательных отзывов, получается, Баба-яга против :D
В общем, мне понравилось. :)
Грубовато, откровенно, с надрывом.

Что бы вы чувствовали, когда ваш дом хотят разрушить? Дом, где прошли лучшие и худшие дни вашей жизни. Дом, в котором знаком каждый миллиметр. Дом, который стал частью вас самих.
Вместе с этим домом рушатся не просто воспоминания, вместе с ним рушится вся жизнь, которая никогда не станет прежней. С этим никак не смог смириться Барт и пошёл против всех.
В книге много ненужной информации, пустых диалогов, но если это все опустить и не обращать внимания во время чтения, то книга вполне читабельна.
Недавно нашла один комментарий к ней: "Если вам не понравилось, прочитайте через 10 лет. Уверен, вас ждёт сюрприз"
Не знаю, как через 10 лет, но у меня 9 баллов.
 

Касабланка

Бланш
Проверенный
Сообщения
8.266
Достижения
1.495
Награды
3.216
Первой книге я бы поставила 6
Ну, в КК чтение всего цикла - по желанию же (тем более если следующие книги не лезут), раз одна книга прочитана и оценка есть, то засчитано, конечно :)

объясните мне в чём разница
Так как я сейчас работаю над классификацией и определениями жанров для своего проекта, нарыла кучу материала, в т.ч. и по отличиям фэнтези от фантастики и сказки. Может, кому тоже будет интересно. Своими словами пока не скажу, еще не поработала над статьей, но в первозданном виде она выглядит так (взято Чтобы увидеть скрытый текст, войдите или зарегистрируйтесь.):
У современной сказки, фэнтези и фантастики есть несколько принципиальных различий, которые мы попытаемся описать, а также показать обусловленность возможности влияния всех трех жанров.

1. Корни.
Фантастика своими корнями уходит в науку, что, как наиболее яркий пример, проявляется в создании поджанра научной фантастики (сложно представить научную фэнтези и тем более научную сказку). Фантастика, как и наука, старается все объяснить, вывести формулы и устранить погрешности. Именно поэтому порой авторы с радостью готовы предоставить читателю чуть ли не стопки чертежей оружия и летательных аппаратов.
А если фантастика обращается к магии, то это выглядит примерно так: есть некая способность группы существ, обусловленная радиацией, изменениями в природе, генетической предрасположенностью и т.д., а далее идет свод законов и правил, по которым действует магия.
Фентези зачастую создается по принципу исторического романа. Фентези рассказывает историю в декорациях, причем материал для них может быть взят не только из прошлого, но и быть настоящим, хотя подобное встречается редко. Для фентези важно создать "реальный" мир. Реальный не в том, что он похож на действительность, а в том, что он настолько настоящий, что может развиваться по собственным законам. Именно родство с историей делает фентези масштабной и зрелищной.
Но зачастую фентези зацикливается на том, насколько холодно в порванном плаще, как подгибаются от усталости ноги после долгого пути, сколько зубов у монстра и как давно он их не чистил. Монстры вообще отдельная тема в фентези, создается впечатление, что авторы фентези стремятся перещеголять друг друга в соревновании, чей монстр прыгнет внезапнее, щупальца какого душат сильнее и т.д. Но тем не менее фентези стремится создать свой мир, а не показать наш в далеком будущем, как это делает фантастика.
В основе современной сказки наравне с традицией волшебных сказок прошлого лежит психология и богатство внутреннего мира героя, благодаря которому создается внешний мир, где эти герои и обитают. Современной сказке безразлично, почему драконы не сгорают изнутри от собственного пламени, а если современная сказка даже обратится к инопланетянам, то вряд ли в описаниях будет точно указана форма летающей тарелки.
Не это является интересом современной сказки. Душа, эмоции, поступки, взаимоотношения героев и окружающего мира, порой неодушевленного, внутренний диалог - вот, чем занимается современная сказка, которую долгое время и на пушечный выстрел не подпускали к психологии, но сказка занимается своими исследованиями очень осторожно, создавая героев настолько живых, что порой читатель может усомниться в собственном существовании.
Из этого вытекает различие в понимании магии между фентези и современной сказкой.
Для сказки магия - это заполненная пустота, свет жизни, огонь, одновременно и теплый и холодный, который не обжигает, но может сжечь, не оставив пепла. А для фентези достаточно выучить заклинание землетрясения и бросаться огненными шарами. Для сказки этого мало: и читателю, и автору, и герою нужно в первую очередь ощущать целостность и динамичность мира и самого себя, тогда и только тогда можно удержать огонь на ладони.

2. Время.
Одна из главных функций фантастики - прогностическая, поэтому фантастика зачастую оперирует будущим временем, стараясь просчитать последствия контакта с иными цивилизациями, возможность экологических катастроф и т.п. А в общем фантастика действует по принципу: что будет, если случится или не случится то-то и то-то?
Вот только этот принцип - главная ловушка фантастики наравне с ошибками в предсказаниях вех прогресса (сложно воспринимать председателя галактического альянса в книжных завалах, когда во времени читателя без проблем пользуются компьютером, особенно страдают фантастические фильмы, которые очень быстро утрачивают свое влияние). Ловушка еще состоит в том, что если отнести предсказанное событие в тритысячиэнный год, то дата вообще перестанет восприниматься, а если обозначено очень скорое будущее, то фантастическое произведение "умирает", когда "день Х" приходит, а конец света не наступает. Например, фильм "Терминатор. Судный день" был частым гостем в телевизионном эфире, но "день Х" минул, и даже премьера третей части цикла не вернула фильм в эфир, как то происходило с "Детьми шпионов" и "Звездными войнами".
Фентези обращается к прошедшему времени. Это было, могло быть или было где-то не в этом мире - такова формула фентези. Правда, иногда формула "было давным-давно" превращается в "будет нескоро-нескоро", делая произведение пограничным, как, например, циклы "Звездные войны" и "Вавилон-5".
В обращении со временем фентези не так скована, как фантастика, поэтому действительно можно встретить фентези в настоящем времени.
Современная сказка также находится в зоне прошедшего и настоящего времени, но настоящее ей ближе, а события прошлого практически всегда имеют непосредственное влияние на настоящее, что усиливает влияние на читателя и зрителя именно современной сказки.

3. Пространство.
Пространство тесно связано со временем, во всех трех жанрах события зачастую происходят и "здесь", и "где-то там", хотя для фентези и фантастики предпочтительнее последнее, а современная сказка намекает на то, что "где-то там" это как раз и есть здесь, тем самым зачаровывая читателя.
Ведь если человек поверит, что мир, о котором он читал, существует, то станет находить знаки, намеки и подтверждения в собственной реальной жизни, и влияние будет полно и бесповоротно.
Психологи утверждают, что вернуть человека из такой психологическо-мифической ловушки практически невозможно, но также замечают, что подобное произведение еще не создано.
"Гарри Поттер" мог претендовать на звание такой книги, но магия, описанная в нем, не имеет глубинной сути, прописаны только внешние проявления, поэтому очарование дает трещину. Хотя статистика показывает, что миллионы детей независимо от возраста искренне ждут прилета почтовой совы с приглашением учиться в волшебной школе, пусть в тысячу раз худшей, чем Хогвартс, но волшебной.

4. Целостность.
Здесь важно отметить, насколько важна структура для восприятия произведения. Чем целостнее текст, тем легче он воспринимается, и тем больший потенциал влияния у произведения.
И если сравнивать три жанра, то наибольший потенциал влияния у современной сказки. В фантастике и фентези часты отступления, не связанные с последующим сюжетом, излишние описания, побочные линии, вставленные для украшения, что нарушает целостность.
Современная сказка почти все описания вписывает в психологию героев, а отступления - в сюжет. Структура современной сказки не допускает литературных игр, ведь важно каждое слово, каждый намек, и часто пропущенный при чтении абзац влияет на понимание текста. Поэтому сказка при воспоминании меньше распадается на отдельные сцены.

5. Имя.
Во всех мифологиях мира Имя - одно из главных понятий, оно отражает сущность, и тот, кто знает Имя, имеет власть над называемым. Моисей, который воспитывался вместе с сыном фараона, в первую очередь спрашивает у Бога Имя, чтобы получить власть над горящим и несгорающим огнем, но Бог ограничивается ответом "Я есмь сущий". Знание Имен лежит в основах магии, поэтому священность Имени - строгое требование как магии, так и мифологии.
Фантастика, руководимая научным мышлением, а не магическим или мифологическим, отрицает священность Имени. Поэтому имена героев из фантастических произведений зачастую очень тяжело вспомнить по прошествию времени.
Фентези относится к Имени более бережно, и в своем стремлении создавать миры фентези также конструирует имена, но в них воплощается не магия, а стремление автора к непохожести или заигрыванию с мифологией.
Герои современной сказки - в первую очередь личности, поэтому заигрывания с мифологией и историей недопустимы. Мифология реальна, также реален и текст современной сказки, поэтому Имена героев также священны, как и сама магия, которая в сути своей есть жизнь.

6. Цена.
За каждый благородный поступок полагается награда, за каждый низменный - наказание. Каждый вопрос, ответ, деяние должны быть оплачены.
Таков закон магии. Таков закон сказки.
Фантастика этот закон не признает.
Фентези соблюдает с точностью до наоборот. Поэтому принцесса, которую принц чудом вызволил из заточения, может случайно погибнуть под колесами колесницы через пять минут после освобождения и понятное дело, не будет "жить долго и счастливо". Так фентези стремится к действительности, о чем говорилось ранее.
В сказке может произойти точно такая же ситуация, но принцесса до последнего мгновения останется Принцессой, а не просто случайной фигурой обычной женщины, но будет Женщиной и Героиней пусть даже третьего плана.
Магия не терпит случайностей - они лишь неизвестные людям закономерности. Слово - это Имя и одновременно заклинание, и в заклинаниях нет лишних слов.

7. Мифология.
Восприятие современного человека основано на архетипах, закодированных как в нашем подсознании, так и в национальной и мировой мифологиях. Интересно, как архетипы в смысловом, образном и ритмическом значениях воплощаются в языках, которые можно назвать своеобразными ключами к подсознанию и коллективному бессознательному целого народа. Именно поэтому, находясь в чужой стране, мы так страстно реагируем на родную речь. И человек, говорящий на чужом языке вместо своего, по магическим законам утрачивает силу, ключи его слов не подходят к замкам коллективного бессознательного народа, с которым он говорит. А если разговор все-таки происходит, то требует немалых умственных и эмоциональных затрат с обеих сторон. Эту ситуацию можно с легкостью наблюдать в Украине, интересно также то, что если украинцы, говорящие на русском, в силу различных причин, не испытывая по отношению к предмету негатива, сформированного социумом, начинают учить украинский язык, то неожиданно понимают, как легко им дается "новый", а на самом деле родной язык, и открывают в себе новые грани и таланты. Подобное "узнавание себя" происходит с молодыми писателями, ведь на своем родном языке творить и легче, и приятней, и эмоции сильнее, и слова ярче. Признаются в изменении своих ощущений относительно текста при переходе на родной язык и уже состоявшиеся писатели.
Фантастика борется с мифологией, как и с мифологическим мышлением, обращаясь к разуму, а не к архетипам.
Фентези пытается создать собственную мифологию, которая далеко не всегда гармонирует с архетипами.
А сказка старается вплести архетипы в создаваемую мифологию, часто "восстанавливает" утраченные легенды, утверждая, что эти "восстановленные" легенды не придуманные, а настоящие. И сложно противоречить этому утверждению потому, что, если утраченные легенды возможно вернуть в мировое наследие, то сделать это вероятно можно только погрузившись в мифологию и магию сказки, для которой весь мир живой и даже травинка носит собственное Имя, а значит чувствует.
И авторы пытаются воссоздавать утраченные легенды по обрывкам и намекам в других мифах. Так "Сильмариллион" Толкина, по утверждению автора, - "книга утраченных сказаний". Интересно то, что фентези начиналась с "Хроник Нарнии" Льюиса, "Алисы" Керола и творчества Толкина. Но ни одно из этих произведений не относится к жанру фентези. "Алиса" - преддверие игр постмодернизма, "Нарния" - адаптация для детей библейской истории, а произведения Толкина находятся в пограничной зоне между еще не родившейся фентези и сказкой, которую мы называем современной. Истинно, великие произведения опережают свое время.

8. Сказитель.
В древности власть в племени принадлежала вождю, но была власть выше власти вождя - сказитель, он же рассказчик, впоследствии названный волшебником и магом.
Сказитель пользовался огромным уважением в племени, его боялись (в последующие века институт придворных поэтов и певцов отражал изменения в истории, но это были те же сказители, от деятельности которых и идет всеобщая подсознательная вера в силу Слова и почти беспрекословное этому Слову подчинение).
В древности сказитель не служил никому, он владел Словом, а значит называл Имена, то есть мог рассказывать сказки и колдовать, что в принципе одно и то же, как доказали технологии влияния ХХ века и нашей современности.
Сказитель и магия были едины, но слово сказителя по сути своей - устное. Это очень важное отличие фентези от сказки (о фантастике мы в этом пункте не говорим, так как фантастика отрицает магическое мироощущение). Фентези в основу текста кладет письменную речь, а сказка - устную, то есть ритмомелодика сказки - это ритмомелодика речи сказителя, иначе говоря, записанные чары.
Учеными давно доказано, насколько сильно на человека влияют ритмы, и то, что читатель неосознанно проговаривает каждое слово того, что читает. Получается, что читатель словно слышит голос автора, автора-сказителя, который все так же создает сказки, чары, только сказки эти несколько изменились, вобрав в себя опыт передовых технологий влияния.
Так современная сказка превращается в потенциальное оружие, становится жанром, который более других жанров в современной ситуации может влиять на людей любого возраста.
Для Украины вышесказанное еще актуальнее, чем для других стран, что объясняется несколькими причинами: 1) ритмомелодический потенциал яркого украинского языка просто огромен, не затерты значения и живы корни; 2) Украина нуждается в возрождении старой мифологии и традиций через создание нового массива сказок и легенд; 3) Украина издавна славилась своими ведьмами и колдунами (этот тезис требует развернутого пояснения, но стоит заглянуть как в мифологию, так и в современные мифы-фильмы и мифы-книги других стран, и особенность способностей народа, живущего по обе стороны Днепра, станет ясной). Даже существует теория, что практически все украинцы так или иначе имеют среди своих предков тех, кто знался с чарами, то есть у современных украинцев есть предрасположенность к плетению чар, созданию сказок, о которых говорилось выше.
Кстати, авторы статьи считаю, что больше всего приблизились к понятию "современная сказка" именно Дяченко :)
 
Последнее редактирование:

Ornela

Январская киса
Проверенный
Сообщения
8.817
Достижения
210
Награды
8.413
Касабланка
Судя из вышесказанного - сказка же) Вот "Властелин колец" - фэнтези, а "Ритуал" ближе к сказке.

Душа, эмоции, поступки, взаимоотношения героев и окружающего мира, порой неодушевленного, внутренний диалог - вот, чем занимается современная сказка, которую долгое время и на пушечный выстрел не подпускали к психологии, но сказка занимается своими исследованиями очень осторожно, создавая героев настолько живых, что порой читатель может усомниться в собственном существовании.
Вот!
 

Касабланка

Бланш
Проверенный
Сообщения
8.266
Достижения
1.495
Награды
3.216
Судя из вышесказанного - сказка же)
Мне тоже так кажется, там почти ничо не поясняется, чистый упор на сюжет. А вообще Дяченки они очень интересные люди, у них очень много жанров всегда наверчено. Та же Вита-ностра: городское фэнтези, магический реализм, киберпанк, фантастика, черт-знает-что еще...

Кстать, чувачок из фантлаба написал так:
Главное отличие фэнтези от сказки в том, что точкой опоры фэнтези-произведения является всё же реальный мир, со всеми его свойствами и законами. Отличия от реального мира в фэнтези произведении прописаны и сформулированы, и по умолчанию мы предполагаем, что если это не оговорено автором, то все законы нашего мира действуют и в авторском мире. Яблоко в фэнтезийном мире всегда падает на землю. В сказочном мире может произойти всё что угодно. Претензии Еськова к Толкиену вполне имеют право на существование, можно спорить о правдоподобности описанного Толкиеном мира с точки зрения экономики, агрокультуры, геологии и т.д. Подобные претензии к сказочному миру смехотворны, на них заранее существует исчерпывающий ответ – это сказочный мир, ребятки. Наличие в фэнтезийном мире магических свойств, как правило, как-то объясняется, эти свойства упорядочены, имеют свою структуру, свои законы. Волшебство в сказке не требует объяснений и пояснений.
 

Ornela

Январская киса
Проверенный
Сообщения
8.817
Достижения
210
Награды
8.413
Та же Вита-ностра: городское фэнтези
Да) И ПЛиО - чистейшее фэнтези, но "Ритуал" тоже заявлен как фэнтези, а прочла - ну сказка же же) Вот и заинтересовалась. В принципе, нет разницы в этом случае, просто уточнить хотелось. Это ж не Ребекка - готический триллер)))
 

Касабланка

Бланш
Проверенный
Сообщения
8.266
Достижения
1.495
Награды
3.216
Это ж не Ребекка - готический триллер)))
Не сыпь мне соль на раны )))

Мой мем
0a1f49522eca.jpg


Не мой мем, но у меня тоже так было :D
934c3ff1f0a4742ab09364cbdb2c7f13.png


В общем, никогда не стоит доверять аннотациям книг и издателям в принципе, оно иногда радикально не соответствует действительности, и в итоге хорошая книга может не впечатлить только потому, что ждал от нее совершенного иного.
 
Последнее редактирование:

Romawka

Проверенный
Сообщения
1.134
Достижения
480
Награды
868
Как у вас тут интересно) Думаю, что фэнтези из-за дракона и его способности перевоплощаться) И ещё открытый финал. Как правило, в сказках всё четко и ясно)
 
Верх