Мумификация

Тема в разделе "Архив тем", создана пользователем [email protected], 6 авг 2009.

Статус темы:
Закрыта.
  1. [email protected]
    Sh@dow

    FarEast



    Администратор
    Сообщения:
    28.069
    Дата: 6 авг 2009 | Сообщение #1
    Мумификация


    [​IMG]

    Древние египтяне верили в воскрешение душ и потустороннюю жизнь. Это верование подкреплялось окружающим их миром – каждый вечер Солнце заходило на западе, и каждое утро перерождалось на востоке, новая жизнь пробивалась через ростки, проросшие сквозь землю, луна сокращалась и увеличивалась. Пока сохраняется порядок, все в мире взаимозависимо, и жизнь после смерти, по-видимому, тоже должна подчиняться определенным законам. Так, например, тело должно пройти процесс мумификации и храниться в могиле, оформленной соответствующим образом и содержащей все необходимое для жизни в потустороннем мире.
    Процесс мумификации – консервации тела – был описан в древних Текстах пирамид: со смертью Осириса – бога мертвых – вселенную поглотил хаос, а слезы богов превратились в материалы, чтобы мумифицировать его тело. Эти материалы включали в себя мед, канифоль и ладан.

    [​IMG]


    До возникновения мумификации, телу умершего предавали позу зародыша и клали в яму, вместе с личными вещами (например, украшениями и глиняными горшками). Яму закапывали песком, который поглощал всю воду из тела, тем самым сохраняя его. Иногда захоронения обкладывали глиняными кирпичами и покрывали крышей, а покойников одевали в животную шкуру или предавали земле в глиняном сосуде, корзине или деревянных гробах. «Благодаря» этим способам, разложение тела происходило быстрее, так как тело больше не вступало в контакт с песком. Для того, чтобы решить эту проблему, внутренние органы умерших стали извлекать из тела, а внутрь клали иссушающие субстраты для мумификации.

    Процесс мумификации стали практиковать в Египте с 2400 до н.э. вплоть до Греко-римского периода. Во времена Древнего Царства люди верили, что только фараонам суждено познать бессмертие. Однако, около 2000 до н.э. воззрения изменились: каждый мог попасть в загробный мир, при условии, если его тело мумифицировано, и соответствующие предметы присутствуют в гробнице. Но, так как мумификация была далеко не всем по карману, воспользоваться этим преимуществом могли только состоятельные люди. Хотя мумификация и не была обязательным условием для воскрешения души в потустороннем мире, вероятно, ее рекомендовали как наиболее верный способ достижения цели. Также, для того чтобы помочь усопшему совершить успешное перемещение в мир иной, использовались молитвы в Книге Мертвых.

    Искусство мумификации усовершенствовалось в Третьем Переходном Периоде (1070-712 до н.э.). Около 450 до н.э. (Поздний Период), греческий историк Геродот задокументировал процесс:

    Материалы, используемые в процессе мумификации: ткань, опилки, лишайник, воск, канифоль, натр, лук, нильская грязь, подушки из ткани, ладан. Железным крюком через ноздри извлекали возможное количество мозга, то, что оставалось после извлечения, растворяли специальными смесями. Затем, делали узкую щель в боку… и удаляли все внутренние органы. Брюшную полость тщательно вычищали и мыли… После этого, брюхо заполняли толченым миром, кассией и другими ароматическими субстанциями, кроме ладана. Затем разрез зашивали, а тело покрывали натром и оставляли его на 70 дней, не больше. Когда период хранения подходил к концу, тело омывали, а затем окутывали с ног до головы в бинты, порезанные на лоскуты и смоченные канифолью, которая обычно использовалась египтянами в качестве клея.

    Натр, или углекислый натрий – дезинфицирующее и влагопоглащающее вещество – был главным ингредиентом в процессе мумификации. Инструменты для мумифицирования: - крюки для извлечения мозга; - кувшин для масла; - воронка; - нож бальзамировщика. Соединение карбоната и гидрокарбоната натрия (соль и пищевая сода) – натр фактически иссушал тело умершего. Полученный с берегов высохших рек натр помещали вокруг и внутрь тела, обернув материей; тело оставляли в таком положении на 35-40 дней, для того, чтобы влага из плоти испарилась. Благодаря извлечению внутренних органов и набивке брюшной области сухим натром мышечные ткани сохранялись. Затем тело наполняли нильскими грязями, опилками, лишайником и кусочками ткани, чтобы предать ему гибкость. Небольшие головки репчатого лука, или часто подушечки из ткани, использовались как заменители глаз. Начиная с третьей династии, внутренние органы (легкие, желудок, печень и кишки) удалялись, омывались пальмовым вином и специями, и хранились в четырех отдельных так называемых «канопах» – сосудах, изготавливаемых из известняка, кальцита или глины. Прежде содержание брюшной области извлекали, окутывали тканью и закапывали в пол гробницы. Сердце, однако, оставляли внутри тела – считалось, что в нем сосредоточен разум умершего.

    [​IMG]


    После всех процедур тело омывали, окутывали в ткани (около 35 уровней) и вымачивали в канифоли и маслах. Это придавало коже темноватый оттенок. Термин «мумификация» произошел от арабского слова «mummiya», означавшего битум – смоляную субстанцию, которая впервые была использована в процессе погребения во времена Позднего периода. Семья покойного предоставляла сырье для полос тканей, которые изготавливались из старых простыней и подержанной одежды.

    В период Среднего Царства покрытие лица умершего маской стало стандартной практикой.

    [​IMG]

    Большинство масок изготавливалось из картонажа (папирус или ткань, покрытые гипсом, вид штукатурки), также использовались дерево, серебро и золото, если умерший был царского рода. Наиболее известная погребальная маска – маска фараона Тутанхамона.
    Древние бальзамировщики пользовались скудным набором инструментов, и когда работа подходила к концу, они зачастую оставляли их в гробнице или недалеко от нее. Стандартный набор инструментом включал в себя: нож для разрезания брюшной полости, бронзовые крюки для извлечения мозга, деревянный, похожий на тесло, инструмент для удаления внутренних органов, и воронку для вливания канифоли в брюшную полость через нос.

    Египтяне, наряду с людьми, мумифицировали также и животных – практически все виды, от быков и ястребов до мангустов и змей. Некоторые из мумий были найдены в больших количествах, тогда как другие остаются редкостью. Многих животных разводили в храмах, чтобы позднее принести их в жертву богам. Вскрытие тел кошек показало, что у большинства из них была сломана шея, когда им было около 2 лет.

    Кошки были самыми почитаемыми обитателями древнеегипетского жилища. Они уничтожали крыс и мышей, которые могли бы наводнить зернохранилища, а также помогали при охоте на птиц и рыбалке. В XIX веке большое количество мумий кошек было отправлено в Англию для использования в качестве удобрения.

    Практика мумифицирования достигла своего пика в XI и XII веках до н.э. в Фивах, где располагались сохранившиеся и по сей день Луксор и Карнак. Целью мумификации стало сохранение тела невредимым для его транспортировки в загробный мир.

    Что вам известно о мумификации? Как вы к ней относитесь?​
     
  2. Danehliya
    Danehliya

    Проверенный
    Сообщения:
    452
    Дата: 6 авг 2009 | Сообщение #2
    Ну как, впрочем, и обо всем остальном, о мумификации мне практически ничего не известно! [​IMG]
    Многое узнала из этой статьи! [​IMG] Спасибо, Ky-ky-shka! [​IMG]
    Соответствено, сказать ничего вразумительного также не могу, но в любом случае...
    Есть над чем думать! [​IMG]
    Хотя, это вера египтян, может, виновата... [​IMG] В том, что они именно мумифицировали умерших существ, а не просто их "закапывали"! [​IMG]
     
  3. Kelly
    Kelly

    Проверенный
    Сообщения:
    287
    Дата: 7 авг 2009 | Сообщение #3
    мм..я всегда думала,что мумификация производилась над телами только важных особ,например фароонов)
     
  4. HaruhiTyan
    HaruhiTyan

    Заблокирован


    Заблокирован
    Сообщения:
    180
    Дата: 7 авг 2009 | Сообщение #4
    Процесс мумификации – консервации тела – был описан в древних Текстах пирамид: со смертью Осириса – бога мертвых – вселенную поглотил хаос, а слезы богов превратились в материалы, чтобы мумифицировать его тело. Эти материалы включали в себя мед, канифоль и ладан.

    До возникновения мумификации, телу умершего предавали позу зародыша и клали в яму, вместе с личными вещами (например, украшениями и глиняными горшками). Яму закапывали песком, который поглощал всю воду из тела, тем самым сохраняя его. Иногда захоронения обкладывали глиняными кирпичами и покрывали крышей, а покойников одевали в животную шкуру или предавали земле в глиняном сосуде, корзине или деревянных гробах. «Благодаря» этим способам, разложение тела происходило быстрее, так как тело больше не вступало в контакт с песком. Для того, чтобы решить эту проблему, внутренние органы умерших стали извлекать из тела, а внутрь клали иссушающие субстраты для мумификации.
    брррр.... ужас ....
     
  5. Danehliya
    Danehliya

    Проверенный
    Сообщения:
    452
    Дата: 7 авг 2009 | Сообщение #5
    Эх... Люблю я порассуждать, не вникая в историю! [​IMG]
    Вот еще одно мое предположение: мумифицировали тела для того, чтобы позже душа смогла вернуться туда же! [​IMG]
    Бред? По-моему, да! [​IMG]
     
  6. HaruhiTyan
    HaruhiTyan

    Заблокирован


    Заблокирован
    Сообщения:
    180
    Дата: 7 авг 2009 | Сообщение #6
    предположение реальное, ведь У Египтян была очень могущественная вера в богов. Была вера про иной мир.
     
  7. Пуша
    Пуша

    Проверенный
    Сообщения:
    4.278
    Дата: 9 авг 2009 | Сообщение #7
    Мне кстати тоже так казалось, что нам в школе так рассказывали..или это мои догадки?? [​IMG]
     
  8. M-I-L-L-A
    M-I-L-L-A

    Проверенный
    Сообщения:
    15
    Дата: 10 авг 2009 | Сообщение #8
    А почему это здесь обсуждается только мумификация в Египте? Ведь и многие другие мумифицировали останки умерших, такие как инки, например! Сколько мумий находили и в Перу, и на Юкатане, в Гватемале и в Мексике! Или я ошиблась и эта тема только про Египет? Насколько я понимаю, эта тема про мумифицирование вообще... было бы интересно прочитать про разные способы этого религиозного действия!
     
  9. [email protected]
    Sh@dow

    FarEast



    Администратор
    Сообщения:
    28.069
    Дата: 10 авг 2009 | Сообщение #9
    M-I-L-L-A, просто как пример (и времени у меня не так много было на это), но в целом можно поговорить и про мумификацию других народов мира и сравнить с египетским процессом.
    Вот, немного конечно, но добавляю.
    Чинчорро - было одним из первых народов с поселковой культурой, осуществлявших ритуальную мумификацию всех своих умерших. Возраст наиболее древней из мумий составляет более 9 тыс. лет — это наиболее древние человеческие мумии в мире. Мотивы изготовления мумий пока что малопонятны, возможно, представители культуры чинчорро были кочевниками и переносили мумии с собой. Используемая культурой Чинчорро система мумификации была достаточно простой; с тела снимали кожу, мышечные ткани и внутренние органы, включая мозг. После этого тело залеплялось глиной и покрывалось кожей, при этом части кожи, потерянные в процессе приготовления мумии, заменялись кусками животной кожи. Среди элементов «оформления» следует отметить маску с отверстиями для рта и ноздрей, а также модели половых органов. На готовую мумию одевался парик из человеческих волос. В захоронениях с мумиями, обнаруженных в Арике, в Киани, Морро, а также в новых местах раскопок, погребальной утвари не обнаружено. Этот факт, а также состояние, в котором были обнаружены тела, позволяют предположить, что представители культуры чинчорро не имели представления о жизни после смерти.

    Таримские мумии
    — мумифицированные тела европеоидов, сохранившиеся в засушливых условиях пустыни Такла-Макан близ Лоуланя, Турфана и в некоторых других областях Таримской впадины. Их отличают длинные, заплетённые в косы волосы рыжего либо светло-русого оттенка. Неплохо сохранились ткани — войлочные плащи и гетры с клетчатым рисунком. Наиболее ранние мумии могут быть датированы XVIII в. до н. э., наиболее поздние — II в. н. э.
    Вот, еще интересное.

    Синь Чжуй
    — состоятельная китайская матрона времён династии Хань, которая умерла ок. 160 г. до н. э. в возрасте примерно 50 лет. В 1971 г. в городе Чанша была обнаружена её мумия — одна из наиболее хорошо сохранившихся со времён античности. Гробница Синь Чжуй была устроена в виде перевёрнутой пирамиды и находилась в 12 метрах под землей. Её тело было обёрнуто шёлком и помещено в четыре разукрашенных саркофага c плотной обшивкой. Эти меры затрудняли доступ к телу воздуха, влаги и бактерий, тем самым замедляя процесс разложения. Могила была засыпана 5 тоннами угля и метровым слоем глины. Над уровнем почвы был насыпан 15-метровый курган. В мир иной Синь Чжуй сопровождало до тысячи предметов, большая часть которых была призвана обслуживать её повседневные нужды. На 30 бамбуковых блюдах была разложена пища, вместе с рецептами любимых блюд покойной. При вскрытии в венах покойной была найдена кровь, внутренние органы сохранились так, как будто смерть наступила всего несколько недель назад. Суставы сохранили способность к движению, кожа — эластичность. Исследование мумии подтвердило, что аристократки древнего Китая вели не самый здоровый образ жизни: ели много жирной пищи, мало двигались, следствием чего становились избыточный вес и суженные коронарные артерии. У Синь Чжуй были проблемы с позвоночником, в кишечнике обнаружены ленточные черви.
    Если кто-то может еще что-то сказать о процессе мумификаций, то давайте. Будет просто замечательно.

    Уважаемые участники подфорума, если у вас есть какие-то предложения или пожелания по улучшению уже существующих тем, то можете мне писать в ЛС. Рассмотрим и обсудим. Также вы можете добавлять и свой материал в уже имеющийся, но он должен быть именно по данной теме.
     
  10. [email protected]$тю)(@
    N@$тю)(@

    Проверенный
    Сообщения:
    139
    Дата: 10 авг 2009 | Сообщение #10
    А вы знаете, мозги через ноздри вынимали??? Нам по истории в пятом классе рассказывали...бр-р.
     
  11. [email protected]
    Sh@dow

    FarEast



    Администратор
    Сообщения:
    28.069
    Дата: 12 авг 2009 | Сообщение #11
    Ну вот и немного фотографий не египетских мумий.
    1 - это мумии культуры Чинчорро
    2 - это одна из таримских мумий, сфотографированная Стейном в 1910 г.
    3 - это общий вид Коридора профессионалов
    4 - это Синь Чжуй — состоятельная китайская матрона времён династии Хань
    5 - это фотография мумии алтайской принцессы.
     
  12. (АлинА)
    (АлинА)

    Проверенный
    Сообщения:
    281
    Дата: 20 авг 2009 | Сообщение #12
    я вообще очень увлеклась в последнее время Египтом...смотрела недавно фильм,в нём современные учёные изучали сам процесс мумификации и попробовали сделать так сказать мумию...процесс очень интересный,но в то же время сложный...но я очень хочу поучаствовать в подобном...
     
  13. Pooker
    Pooker

    Проверенный
    Сообщения:
    208
    Дата: 12 ноя 2009 | Сообщение #13
    Я про это узнал из фильма Мумия. Что типа засовывали в нос раскалённую кочергу, вертели ей в мозгах, а потом вынимали их через нос.
    Египтяне, кстати, считали, что мозг - это просто масса для поддержания формы головы, и что человек думает сердцем [​IMG]
     
  14. Nevano
    Nevano

    Проверенный
    Сообщения:
    2.139
    Дата: 25 ноя 2009 | Сообщение #14
    Ага я про такое тоже слышал [​IMG]
    а чо очень даже прикольно [​IMG] [​IMG] [​IMG]
     
  15. Rany
    Rany

    Пользователь
    Сообщения:
    2.743
    Дата: 28 дек 2009 | Сообщение #15
    А еще они считали, что если кошка ложится человеку на сердце, то он скоро умрет, и его ЗАРАНЕЕ мумифицировали [​IMG] Бедненькие... [​IMG]
     
  16. Simi
    Simi

    Проверенный
    Сообщения:
    378
    Дата: 8 янв 2010 | Сообщение #16
    Честно признатся люблю такие вещи....Читала книгу так через нос высасывали мозги....Брррр. [​IMG]
     
  17. Alexey_leshka
    Alexey_leshka

    Проверенный
    Сообщения:
    1.581
    Дата: 21 янв 2010 | Сообщение #17
    Прочитал всё, что в теме было написано ббрррр... аж страшно стало
    Не хотел бы я, чтоб со мной сделали также
     
  18. Nevano
    Nevano

    Проверенный
    Сообщения:
    2.139
    Дата: 16 май 2010 | Сообщение #18
    ОГО [​IMG] [​IMG] [​IMG] Ничего себе, ну это уж точно были очень суеверные люди [​IMG] [​IMG]
     
  19. Pafos
    Pafos

    Проверенный
    Сообщения:
    692
    Дата: 19 май 2010 | Сообщение #19
    А что парицца, ты был бы уже мертв к тому времени и ничего бы не почувствовал)))
    А мумификация реально интересный процесс, описан еще в египетской Книге Мертвых)
     
  20. Яна-Станислава
    Яна-Станислава

    Проверенный
    Сообщения:
    139
    Дата: 3 июл 2010 | Сообщение #20
    Как бальзамировали Ленина. Чисто по-человечески жалко его [​IMG]
    Слабонервным не читать!
    В конце марта, через 56 дней после смерти В.И. Ленина, был решен вопрос о бальзамировании. Первое предложение о длительном сохранении тела В.И. Ленина сделал Л.Д. Красин, инженер по образованию, бывший в то время наркомом внешней торговли. Предложение было принято и было поручено профессору Дешину (анатом) и профессору А.И. Абрикосову провести опыты по замораживанию трупов с предварительной фиксацией формалином и частичным пропитыванием глицерином.
    Между тем А.И. Абрикосову поручили наблюдать за состоянием тела В.И. Ленина. В феврале Л.Д. Красину был передан акт о дополнительных исследованиях Дешина и А.И. Абрикосова, проведенных на замороженных ранее трупах с оттаиванием. По их заключению, "замораживание и оттаивание трупа может привести к сильным изменениям цвета кожи и появлению бордовых полос по ходу подкожных вен"; в этом же месяце все подготовительные работы для замораживания тела В.И. Ленина были закончены. А далее случилось необъяснимое - все усилия и вся работа Красина, группы инженеров -разработчиков, как и опыты Дешина и А.И. Абрикосова, были перечеркнуты, и проект глубокого замораживания был отвергнут.
    В марте вызванный из Харькова В.П. Воробьев предложил паллиативные меры: покрыть вазелином лицо и кисти рук, чтобы затормозить процесс высыхания, и попытаться через кровеносные сосуды подлить бальзамирующую жидкость в тело. Анатом П.И. Карузин считал необходимым немедленно извлечь внутренности и вставить в глазницы протезы. Предложение А.П. Савельева ввести в места западений масло какао не встретило одобрения.
    Обсуждалась проблема сохранения тела в атмосфере азота, предлагаемая и горячо отстаиваемая А.П. Савельевым.
    Было принято весьма "скромное" решение: надо удалить внутренности, лицо покрыть вазелином, а если необходимо, укрепить отвисающую челюсть. Что касается введения в ткани масел или помещения тела в атмосферу азота, то с этим решили подождать.
    10 марта 1924 г. было решено тщательно осмотреть тело В.И. Ленина. Спустившиеся в склеп ученые А.И. Абрикосов, В.П. Воробьев, Дешин, Вейсброд и Савельев зафиксировали основные изменения: багровые пятна на коже правой лобной области, раскрытые глазные щели, деформация глазных яблок, заострение носа, подтягивание крыльев носа. К этому времени было заметно значительное расширение ротовой щели, так что стали видны резцовые зубы, а на щеках образовались складки. Конечные фаланги пальцев стали темными, пергаментными. Мало этого, на теле вдоль подкожных вен появились багровые полосы и зеленые пятна. Во время осмотра тела Карузин насыпал в брюшную полость килограмм поваренной соли, а Савельев, никого не спрашивая, с помощью шприца ввел в губы бергамотовое масло.
    Немного позже из Ленинграда был приглашен патологоанатом Г.В. Шор, который разработал метод изготовления анатомических препаратов с применением глицерина. Шор предложил прежде всего уменьшить воздушное пространство над телом, чтобы меньше было высыхание, затем он предложил лакировать кожу лица для разглаживания морщин, как это делается косметологами, а чтобы вид тела был лучше, Г.В. Шор рекомендовал бесцветные стекла в крышке гроба заменить на розовые.
    В итоге комиссия во главе с В.М. Молотовым приняла решение: "Признать необходимым немедленно приступить к обработке тела Ленина жидкостями по методу сохранения естественной окраски тела, разработанному профессором Шором". Однако и это решение осталось только на бумаге.
    25 марта 1924 г. по просьбе комиссии ЦИК СССР в Москву приезжает В.П. Воробьев вместе с прозектором А.Л. Шабадашем и окулистом Я.Г. Замковским. Максимальный срок полного окончания работы он определил в четыре месяца, начало работ - предположительно в среду 26 марта 1924 г. "В результате работ, - говорится в заключение, - рассчитываю на сохранение тела по меньшей мере в том виде, в каком оно находится ныне, и убежден, что процесс высыхания и изменения формы, наблюдаемые сейчас, прекратятся на длительное время. В.П. Воробьев".
    Посмертные изменения тканей тела В.И. Ленина, особенно лица и кистей рук, к концу марта достигли критической точки.
    План работы состоял из трех главных пунктов. Во-первых, прежде всего пропитать все тело формалином. Формальдегид в то время (да и сейчас) считался лучшим фиксатором, превращающим белки, в том числе ферменты, в прочные стабильные соединения (полимеры), которые предупреждают аутолиз; формальдегид же - и сильное дезинфицирующее вещество, убивающее практически все микроорганизмы и большую часть грибов и плесеней. Во-вторых, надо было каким-то путем обесцветить бурые пятна, которые сильно портили внешний вид лица и кистей рук. Испытанным в музейном деле средством является перекись водорода, хорошо отбеливающая анатомические препараты. Наконец, в-третьих, надо было полностью пропитать все тело водными растворами глицерина и ацетата калия так, чтобы ткани не теряли влагу и находились в водном равновесии с окружающей средой.
    Каким образом можно полностью пропитать все ткани бальзамирующими растворами? Ведь можно полагать, что сосудистая система уже не годится для внутриартериальных инъекций. Оставались, как полагал В.П. Воробьев, путь местных аппликаций, погружение всего тела в ванну с раствором и локальные введения в ткани растворов с помощью шприцев с иглами.
    26 марта 1924 г. комиссия экспертов в соответствии с пожеланиями В.П. Воробьева спустилась в траурный зал склепа и приступила к тщательному осмотру тела В.И. Ленина, снятого с постамента на стол, чтобы составить максимально полный и точный перечень и описание всех имевшихся особенностей и дефектов. Воробьев придавал этому акту величайшее значение: ведь он обещал только задержать дальнейшее ухудшение состояния тела, и уж никак не улучшение.
    Для оценки и регистрации цвета кожи был приглашен архитектор А.Л. Пастернак - сын известного художника и брат писателя, будущего Нобелевского лауреата. Пастернак тщательно выполнил акварелью девять образцов цвета различных участков кожи тела В.И. Ленина.
    Изменения, которые были отражены в акте, поистине удручающие: лобные бугры стали бурыми, покрытыми неровной пергаментного вида кожей. На месте распила костей черепа заметно вдавление кожи и ее потемнение. Отмечено усыхание носа, ушных раковин, расхождение глазной и особенно ротовой щели. Рот приоткрылся в среднем на 4 мм, слева даже на 6 мм. Появились складки на шее. Особенно пострадали кисти рук - усохли концевые фаланги пальцев, они стали темно-бурыми. Некоторые фаланги размягчены. Большие участки размягчения (из-за отсутствия фиксации тканей) отмечены на бедрах, голенях, кистях рук, предплечьях. Упомянуты также пятна на теле - зеленого цвета, явно гнилостного происхождения. Словом, состояние было тяжелым, что в заключении определено как "... посмертные изменения в виде усыхания и размягчения частей тела, резкие изменения окраски".
    Вечером же 26 марта было решено наложить на лицо, кисти рук и на переднюю поверхность тела вату, смоченную в однопроцентном растворе формальдегида. Общий план дальнейших действий определялся анализом состояния тела. Было по крайне мере ясно, что надо начинать с фиксации тела формальдегидом. Пути введения формальдегида, как ранее определял В.П. Воробьев, возможны через сохранившиеся артерии, инъекции иглами и, наконец, путем погружения тела в ванну, наполненную формалином с предварительно сделанными надрезами кожи в слабо фиксированных или труднодоступных зонах.
    Была срочно изготовлена деревянная ванна, которая, несмотря на покрытие ее изнутри парафином, сильно протекала, в связи с чем на заводе "Каучук" сделали другую - резиновую. Отдельно для кистей рук были изготовлены большие резиновые перчатки, а для головы - закрытый цилиндр с отверстием на боковой стороне.
    27 марта 1924 г. была увеличена концентрация формальдегида - с одного до двух процентов -для обкладки тела смоченной в формалине ватой. Полости тела (брюшную и тазовую) промыли уксусной кислотой. Начали инъецировать раствор формалина в места, где на ощупь определялись размягчения тканей. Решено было повысить температуру в склепе с 3 до 15-16°С, т.е. приблизить ее к условиям обычного сохранения музейного материала.
    31 марта 1924 г. было решено произвести погружение всего тела в ванну с трехпроцентным раствором формальдегида. В это же время наладили местные, отдельные "ванны" для рук и головы. На руки надевали перчатки, которые фиксировали резиновыми бинтами на запястьях, и через разрезанный кончик одного из пальцев перчатки в полость вводили растворы. На голову надевали резиновый цилиндр, фиксируя его к шее резиновыми бинтами. Через отверстие, которое было против носа, вводили в полость растворы и наблюдали за состоянием лица.
    С первых же дней В.П. Воробьев активно стал обрабатывать перекисью водорода темные пятна на лице и кистях рук. Испытание перекиси в лаборатории показало, что эффект побеления пятен оказывается временным. Результат гораздо лучше при применении перекиси после энергичной обработки уксусной кислотой, которую стали использовать в виде аппликации, внутрикожных и даже внутримышечных инъекций. Пятна стали постепенно исчезать. В дальнейшем при обработке перекисью стали добавлять аммиак для создания щелочной среды, активизировавшей действие пергидроля.
    В начале апреля было решено обработать полость черепа. Из разреза в затылочной области была обнажена кость, в которой выпилили отверстия, а через них удалили бывшие в полости вату и сгустки крови. Кости черепа скрепили платиновой проволокой. Через отверстия в затылочной кости жидкость могла свободно проникать снаружи, из ванны, в полость черепа.
    В течение нескольких дней тело В.И. Ленина находилось в ванне, наполненной трехпроцентным раствором формальдегида. На передней и задней поверхностях тела было сделано около двадцати глубоких разрезов с тем, чтобы вскрыть основные фасци-альные пространства на передней стенке живота, плечах, предплечьях, на бедрах, голенях и сзади вдоль длинных мышц спины и в ягодичной области. Эти разрезы позволили хорошо пропитать глубокие мышечные массивы формалином, а затем и бальзамирующими растворами. Впоследствии они же доставили множество хлопот в связи с трудностью их заделки. В дальнейшем В.П. Воробьев рассек кожу ладоней и нижних поверхностей пальцев на обеих кистях рук.
    В течение всего апреля Воробьев ежедневно и помногу часов отбеливал темные участки кожи на лице, кистях рук и на туловище, применяя иногда даже неразведенную, т.е. 30-процентная перекись водорода. Разумеется, это привело к частичному слущиванию рогового слоя эпидермиса на лице, но косметически было вполне допустимо и даже сыграло в дальнейшем положительную роль, улучшив проницаемость кожи для бальзамирующих растворов. Через неделю тело было погружено в ванну с 20-процентным спиртом, а голова и кисти рук - в локальные ванны с 30-35-процентным спиртом.
    С середины апреля в ванну стали добавлять глицерин, доведя его концентрацию до 20% при 25-30% спирта. После двухнедельного пропитывания в спирт-глицериновой ванне, в мае, тело погрузили в водный раствор глицерина.
    Некоторое размягчение тканей позволило в конце апреля вставить глазные протезы с наложением на края век двух-трех швов. В это же время были наложены швы через толщу верхней и нижней губ, прекрасно сомкнувшие ротовую щель. Узлы этих швов погрузили в усы и бороду, внешне они совершенно незаметны.
    Много волнений доставляла неравномерность пропитывания кожных покровов, которая придавала вид "зебристости", чередования темных и светлых пятен, полос или точек на лице. По мере пропитывания тела эти дефекты постепенно исчезали. Иногда Воробьев предлагал "зигзаги", периодически погружая голову и кисти рук в ванны с однопроцентным раствором формальдегида. В мае почти все пигментные пятна на открытых частях тела стали практически незаметными.
    В начале июня в ванну стали добавлять ацетат калия. В.П. Воробьев, как и все анатомы, пользовался своеобразными расчетами нужных концентраций. Своим помощникам-анатомам он приказывал мерить глицерин или ацетат ведрами на глазок, пудами или бутылями.
    Так или иначе, но к концу июня тело находилось в жидкости с высоким содержанием глицерина (66%) и ацетата калия.
    Волнения Воробьева были связаны еще с одним осложнением, появившимся в июне, - отечностью тканей в разных участках лица и кистей рук. Внезапно наступившая отечность искажала облик. Б.И. Збарский предложил делать примочки из абсолютного спирта, что действительно оказалось весьма эффективным.
    Воробьева не устраивало то обстоятельство, что при пропитывании тела в очередной ванне оно не погружалось самостоятельно: ведь в случае полного пропитывания оно должно быть тяжелее окружающей жидкости. Однако не было времени ждать полного погружения, поэтому при смене концентраций на тело накладывали марлевые мешочки, наполненные стеклянными шариками.
    Плохо пропитывались ткани спины, стоп и пальцы рук, что и было причиной дополнительных разрезов кожи.
    Пора было "приучать" тело к пребыванию в воздушной среде, поэтому в течение июля его на несколько часов ежедневно помещали на каталку. Для профилактики возможного попадания микроорганизмов или простейших, по предложению Б.И. Збарского, в ванну добавляли один процент, а затем до двух процентов хлорида хинина.
    Наступила пора подготовки тела к окончанию работ. Было решено поверх смоченного белья туго забинтовать все тело и конечности резиновыми эластичными бинтами. Однако первая же проба показала, что бинты окрашивают белье в коричневый цвет. Позднее изготовили бесцветные превосходные резиновые бинты. Верхнюю одежду (брюки и френч) сохранили старые. Установили саркофаг в траурном зале. Вдоль верхней грани саркофага укрепили шесть ламп накаливания. Под постамент гроба поставили чашки Петри с водой и рассыпали кристаллы тимола.
    22 июля, за четыре дня до официального окончания работ, по предложению В.П. Воробьева в траурный зал была приглашена комиссия экспертов в составе патологоанатома Н.Ф. Мельникова-Разведенкова из Краснодара, анатомов В.Н. Тонкова из Ленинграда и Г.М. Иосифова из Воронежа. В течение четырех дней члены комиссии тщательно изучали состояние тела, скрупулезно сравнивая его с предыдущим описанием. 24 июля прибыла правительственная комиссия.
    1 августа 1924 г. Мавзолей В.И. Ленина был открыт для посещения, мимо саркофага за 75 лет прошло более 117 миллионов человек.
     
Статус темы:
Закрыта.