Сериал
«Красная шапочка» от
MrLazy является продолжением нашумевшего «Добро пожаловать в Рай», победителя прошлого «Симотографа» в двух номинациях – «Лучшая фотографическая работа» и «Лучшая мужская роль второго плана». Становление рецензентом работы подобного уровня является не только большой честью, но и взятием не меньшей ответственности. Как известно, каждый читатель понимает произведение в своем ключе, и только сам автор может рассказать о том смысле, который он изначально вкладывал в сериал. Но, все же, позвольте мне поведать вам свой вариант анализа этого чудесного сериала.
Сюжет «Красной шапочки» очень прост и базируется на всем известной детской сказке о волке, девочке с корзинкой с пирожками, охотнике и бабушке, живущей глубоко в лесу. В тексте не раз встречается упоминание о героях сказки – как косвенно, между строк, так и прямым текстом. Например, в четвертой главе присутствует эпизод, в котором студенты разбирают данную сказку на семинаре и каждый из них высказывает свои оригинальные идеи; а в шестой – герои сами предстают в облике Красной шапочки, волка, охотника и кошки, которая помогала девочке в изначальной версии сказки. В первой части сериала – «Добро пожаловать в Рай» - Автор рассказывает историю о девушке-студентке по имени Стефани, которая однажды посетила хост-клуб, чтобы лучше понять тему заданной в институте курсовой, и влюбилась в хастлера по имени Рэй. В «Красной шапочке» он продолжает историю, дав влюбленным возможность быть вместе. Вот только… будут ли они вместе или все же предпочтут остаться с другими?
Самой очевидной проблемой, поднятой сериалом, является проблема нравственного выбора. Каждый герой, включая второстепенных, в какой-то момент оказывается в ситуации, когда он вынужден решать: поступить ли по совести или предпочесть собственную выгоду? И каждый герой отвечает на этот вопрос по-своему. Например, Энни, подруга Стефани, без сомнений действует исходя из выгоды, и не обращает внимания на боль, причиненную другим. Рэй в подобной ситуации колеблется, не зная, что ему выбрать. Стефани же пытается жить по совести, так, как считает правильным и оттого завоевывает симпатии читателей.
Вторая очевидная проблема – это вопрос о росте и развитии человека. Подтемой является проблема о выборе ролей в конкретный период времени. Для раскрытия данного предмета автор сравнивает героев «Красной шапочки» с героями оригинальной сказки. Если в первых главах роли главных героев ясны и понятны, то затем, с течением времени, читатель начинает сомневаться, действительно ли Стефани является Красной шапочкой, а Рэй – волком. И Стефани, и Рэй меняются, приобретают новые качества и по-новому начинают смотреть на жизнь. Решение о том, позитивные ли это изменения, отдается на волю читателя.
Еще одной проблемой становится вопрос о любви, ее разных ипостасях. Автор дает читателям множество вариантов этого чувства: как к источнику дохода (любовь Рэя к Натали), настоящую (любовь Стефани к Рею), дружескую (любовь Стефани к Энни и Нине), вынужденную (любовь Стефани к Кейте), семейную (любовь Кейты к отцу), сестринскую (любовь Нины к Кейте). Любовь многогранна и необычна, она может существовать в любой, даже самой отвратительной ситуации.
Подтемой данной проблемы является вопрос: можно ли купить любовь? Можно ли получить любимого человека, пообещав ему деньги, славу, связи? Останется ли он с любимой, рискуя потерять все? Готов ли продажный человек любить по-настоящему или он навсегда останется тем, кого можно купить? К сожалению, для меня ответ на этот вопрос был однозначным. Судя по последнему поступку Рэя, деньги у хастлеров всегда будут стоять выше настоящей любви.
Последняя проблема, которую я хочу затронуть в рецензии, может быть сформулирована как проблема настоящей женской дружбы. В сериале существует две пары, на примере которых раскрывается данный вопрос. Это пара Стефани – Энни и пара Стефани – Нина. Энни является школьной подругой, с которой Стефани провела немало дней, а Нину главная героиня встречает уже в институте. Но, несмотря на это, настоящей, верной подругой становится все-таки вторая девушка. Отсюда можно вывести подтему: влияет ли возраст дружбы на ее качество? Сравнивая данные пары, читатель приходит к выводу, что не имеет и что друга можно найти даже будучи уже достаточно взрослой.
Это основные темы, поднятые автором в данном произведении. Каждая из них актуальна и современна, что делает сериал еще более интересным и, я бы сказала, даже злободневным. Темы любви и нравственного выбора не могут оставить равнодушным ни одного из читателей.
В «Красной шапочке» достаточно большее число героев, которых можно разделить на две группы: главные и второстепенные. Главными героями являются Стефани, Рэй, Кейта, Натали. Среди них и разыгрывается любовный четырехугольник, становящийся основой произведения. В качестве второстепенных хочется отметить Лекса, Сида, Лауру, Энни, Камерона, Нину, Люси, Макото, Энджи, госпожу Бренду. Также в тексте упомянуты имена Мари, Криса и Катрины, которые появляются в тексте лишь на один крошечный эпизод.
Первый персонаж, с которым мы сталкиваемся – это Стефани, центральный герой всего произведения. С самого начала она предстает перед читателем как запутавшаяся девушка, встречающаяся с тем, кто ей совсем не нравится в попытке забыть запавшего в душу Рея. К счастью, уже в первой главе парень сам заканчивает бесперспективные отношения и Стефани получает возможность изменить свое отношение к жизни и себя саму. Первый намек на ее изменения читатели могут увидеть уже в поезде, когда она представляет себя волком. Поезд используется автором как символ нового: девушка уезжает с прошлой станции, из своего прошлого, на станцию будущего. Окончательный перелом происходит после того, как подруга Стефани, Энни, сплетничает о ней в школьном туалете, не зная, что ее «подруга» при этом все слышит. Вычеркнув девушку из жизни, главная героиня открывает новый этап в своей жизни. Пожалуй, решение расстаться было первым важным решением, которое она приняла сама. Если в самом начале произведения Стефани так и не смогла сама бросить Лекса, то теперь она в состоянии бросить человека, который ей не подходит. В этом автор показывает начало ее изменений.
«Туалетная история» пошла Стефани на пользу. Она смогла разорвать этот круг, и начать новую жизнь.
«Новая Стефани» отчетливо видна в сцене в клубе, где она предстает уверенной в себе женщиной. Еще более сильные изменения мы можем наблюдать во время встречи Рэя и Стефани, когда парень понимает, что стоящая перед ним раскованная красотка ничуть не напоминает ту скромную девушку, что когда-то пришла к нему в клуб. В последнем эпизоде автор прямо говорит, что «Стефани держала себя очень достойно, на ехидные взгляды Натали не реагировала, на Рэя почти не обращала внимания», что вновь показывает, насколько изменилась девушка и какой сильной, смелой, самостоятельной она стала. Она готова сама начать неприятный разговор и выяснить всю правду, какой бы горькой она не была. Подобное развитие героя помогает раскрыть одну из важнейших тем, поднимаемых произведением – тему развития человека и разнообразие ролей, которые он может на себя применить. Изначально Стефани сама определяет себя как «Красную шапочку», но в конце произведения она становится самой настоящей волчицей, о чем автор рассказывает в последних строчках.
Изначально о Рее читатели знают не настолько много, как о Стефани. При первом знакомстве он кажется эгоистичным парнем, продавшимся богатой женщине. Автор дает шанс поближе познакомиться с бывшим хастлером в четвертой серии, вторая часть которой написана от его имени. Рей предстает как достаточно циничный молодой человек, падкий на женский пол. Едва к нему в офис заходит секретарша, как он тут же обращает внимание на ее формы. В то же время он спокойно готов рассказать девушке, что ей придется провести ночь с начальником, если она хочет остаться на своей должности. По эпизоду с воспоминаниями можно сказать, что он достаточно самолюбив, гордится тем, что он лучший, оценивает девушек исключительно с физиологической точки зрения.
У меня даже была привилегия - я мог выбирать. Делаю вывод: мои соратники по «цеху» просто завидовали мне. Ведь я был лучшим…
Даже когда он видит Стефани в клубе, основной акцент в описании сделан на ее красоте, а не на чувствах, которые он испытал. Впрочем, стоит отметить, что, несмотря на это, в повествовании проглядывается особое отношение к той девушке, что когда-то пришла к нему в качестве клиентки.
Натали была права, эта девчонка действительно меня зацепила.
Перелом его отношения к жизни происходит после того, как он провел ночь со Стефани. Если раньше его партнерша – Натали – была хорошим вариантом для бывшего хастлера, то после судьбоносного свидания он начинает испытывать к ней отвращение. Постепенно Рэй начинает меняться. После очередной ночи он понимает, что лишь со Стефани мир становится для него ярким. Однако его изменениям не суждено дойти до логического конца. В конце произведения автор ставит героя перед выбором – он может уйти от Натали, потерять все, но получить возможность быть рядом с любимой или же может остаться. Выбрав второй вариант, Рэй отвергает для себя возможность дальнейшего совершенствования и отступает на тот уровень, на каком он был в самом начале произведения. Он вновь просто мальчик, которого можно купить. Образ Рея работает на раскрытие темы любви и нравственного выбора. В определенной степени он является противоположностью Стефани. Они оба поставлены перед выбором – любовь или стабильность? Стефани готова ради истинной любви расстаться с женихом и принять последствия этого решения, а Рей предпочитает остаться с той, кто может дать ему деньги и связи. В каком-то роде он так и остается волком, роль которого отдана ему изначально. Рэй следует своим инстинктам, как настоящий зверь и выбирает себе лучшего «хозяина».
Интересен тот факт, что, если первая пара главный героев противопоставляются друг другу, то вторая – наоборот, сопоставляется. Кейта, жених Стефани, является самой противоречивой и трагической фигурой произведения. При первом появлении он кажется достаточно странным героем, вызывающим меньше симпатии, чем постепенно меняющийся Рэй. Даже тот факт, что он спасает Стефани от маньяка, не меняет первоначального впечатления. Кейта - жесткий, самоуверенный, категоричный, принципиальный. Он идет прямо к цели, не пытаясь выведать что-то исподтишка. Он прямо спрашивает Стефани о том, есть ли у нее парень, и также прямо предлагает встречаться. Причины подобного поведения читатели узнают лишь в начале седьмой главы, в которой изложена его история. С самого детства его учили быть жестким, скрывающим свои истинные эмоции. С уходом из семьи матери Кейту воспитывал отец, не признававший ласковых слов. Именно поэтому у героя выработался такой характер и именно поэтому он был так жесток с женщинами. Парню казалось, что его непременно предадут, и он предпочитал замыкаться в себе, давая возлюбленной совсем немного. Благодаря Стефани Кейта смог раскрыться чуть больше, смог показать свою мягкость и умение сопереживать, что полностью противоречило его прежним принципам. Финальная сцена с участием Кейты – самое интересное место в произведении. Поступил ли он так, потому что действительно любил Стефани или ему было важно лишь самоутвердиться над поверженным противником? Изначально Кейта берет на себя роль охотника – человека, который должен спасти Красную шапочку Стефани от злого волка Рея. Однако с течением времени он, как и все персонажи, меняется и становится на место второго волка. Автор показывает это при помощи двух вещей – его сестры, Нины, которая играет роль кошки и предупреждает Стефани о «волке», а также при помощи шестой главы, в которой пересказывается история Красной шапочки с героями сериала в главных ролях. Разумеется, в ней Кейта показан в роли волка. Таким образом, я склонна считать, что Кейта совершил последний поступок не из-за благородства, а из желания унизить своего противника. Образ Кейты работает на раскрытие главных тем сериала – темы любви и развития человека.
Последним главным героем, о котором стоит подробно рассказать, является Натали – жена Рея. Ее характер достаточно линеен - она не изменяет принципам, которые были у нее в самом начале произведения, и не растет в течение сериала. Рэй в качестве основного качества выделяет «деловую натуру» жены.
Но ее деловая натура уловила в моих словах подвох.
Она достаточно цинична, уверена, самодовольна, расчетлива и, как уже было отмечено, сопоставляется с Кейтой. Оба героя похожи по ключевым характеристикам, оба хотят вернуть своих любимых. Отличие состоит в том, что Кейта нравится Натали, но Натали не нравится Кейте. Таким образом, можно сказать, что по нравственным качествам Кейта стоит чуть выше – он не готов променять любимую девушку на женщину со связями. Самым интересным эпизодом, раскрывающий отношение Натали к ситуации, является случай в больнице. Она предстает перед читателем, как уставшая, немолодая женщина, боящаяся потерять своего любимого. Именно в это момент как никогда четко проявляется ее человечность. Образ Натали работает на раскрытие темы любви и, в частности, на вопрос о том, можно ли купить любовь? Именно она делает Рею предложение, перед которым тот не может устоять.
Среди второстепенных героев отдельно необходимо выделить Нину – сводную сестру Кейты. Ей отдана роль кошки, и она, как и Натали, стабильна в течение всего произведения. Девушка предстает перед читателем, как верная сестра, любящая своего брата и не желающего, чтобы ему был причинен вред. Нина не беззаветно предана Кейте, она также думает и о Стефани, которая стала ей подругой. Она готова, пусть и с неохотой, смириться с мыслью, что ее подруга нашла себе другого партнера. Данный образ помогает раскрыть тему женской дружбы и показать, что значит дружить по-настоящему.
Одной из особенностей стиля, выбранного автором, является основное повествование от третьего лица. Историю Стефани, Натали и Кейты мы знаем со слов рассказчика, что позволяет увидеть всю ситуацию непредвзято, в ее полном объеме. Однако в части, посвященной Рею, мы можем наблюдать повествование от первого лица. Множественностью и чередованием персонажей, рассказывающих историю, автор добивается всестороннего понимания образов. Читатель понимает, что части, написанные от лица Рея, должны быть подвергнуты самому тщательному анализу, так как герой никогда не скажет о себе всей правды. Скорее всего, именно Рею автор симпатизирует больше всего и именно поэтому позволяет читателям узнать его ближе других персонажей – они могут прочесть и его мысли, относительно собственного образа жизни, и то, каким он на самом деле предстает в глазах других людей.
Язык сериала достаточно специфичен. Автор выбирает достаточно простое повествование практически без каких-либо стилистических фигур и троп. В языке наблюдается довольно большое число жаргонизмов, просторечных слов и конструкций.
если ты где-то будешь сидеть и крысить
У меня есть несданные хвосты
и перспектива работать в хост клубе, имея в кармане диплом о высшем образовании, как-то мне не улыбалась.
Подобный стиль работает на раскрытие образов и приближение сериала к реальности. Используемый язык прост и понятен каждому, читатель верит, что такие люди живут рядом. Он может слышать подобные выражения от подростков, проходящих по улице. Благодаря такому стилю сериал становится крайне достоверным.
Отдельно хочется рассказать о двух главах: четвертой, частично написанной от лица Рея, и о шестой, вплетающей в сюжет сказку. Часть, написанная от лица Рея, отличается большей экспрессивностью и использованием большего количества негативно окрашенной лексики. Такой стиль выбран автором для более точного отражения мужского мира. Читатель понимает, что парень не может мыслить как девушка, и автор сериала прекрасно это показывает, используя типичные мужские выражения со специфичной лексикой.
Так смешно смотреть на то, что делает появление одного красивого самца в стае женщин – они становятся похожими на течных самок, готовых на все, ради обладания желаемым мужчиной…
В шестой главе, наоборот, язык становится образным, автор начинает использовать различные изобразительно-выразительные средства – метафоры, эпитеты, сравнения, чтобы создать ощущение сказки.
Вокруг плотным кольцом стояли деревья
Он манил к себе, обещая избавление от холодного и негостеприимного леса.
По спине у нее пробежал холодок
Вот уже виднелись искры от костра, разведенного таким же одиноким путником, как она.
В качестве изобразительно-выразительных средств, используемых автором, отдельно хочется отметить разнообразные аллюзии и реминисценции. Как уже было сказано, в сериале «Красная шапочка» используются мотивы оригинальной сказки. Разнообразные намеки начинаются еще со второй главы, и достигают крайней точки в шестой, где сказка приведена практически полностью в слегка измененном в угоду сюжету виде.
Сравнение героев сериала с героями оригинальной «Красной шапочки» является одним из ключевых моментов раскрытия авторской идеи, и поэтому это сравнение можно наблюдать даже на скриншотах. На изображениях, открывающих каждую главу, можно увидеть различных персонажей – начиная от Стефани и заканчивая второстепенным героем Сидом, который появляется лишь водной главе. При этом на большей части открывающих скриншотах каждый герой изображается в двух образах – настоящем и сказочном, помогая понять читателю, какой именно образ несет герой.
Например, здесь мы четко видим, что Рэй отображает образ волка из красной шапочки, а на последнем скриншоте, который расположен чуть ниже, автор показывает, что и Стефани, и Кейта также являлись волками, таким образом разрушая возникшие в процессе чтения стереотипы.
Кроме этой особенности скрншотов, существует еще одна: автор часто разбивает их на несколько частей, позволяя читателям увидеть ситуацию с разных углов зрения, показывая полную картину. Это является одной из самых удачных находок сериала.
Например, на этом снимке мы можем одновременно увидеть крупным планом эмоции Энни, ярость Стефани, бьющей бывшую подругу по лицу, и удивление Мари, находящейся на заднем плане. Подобной разбивкой кадра автор также добивается более внимательного разглядывания скриншотов, что порой позволяет понять неясные при первом чтении моменты – например, про то, что и Рэй, и Кейта на самом деле являются волками.
Автор тщательно подбирает макияж, одежду и декорации и ставит симов в позу, скрупулезно обрабатывает получившиеся кадры в графическом редакторе и лишь затем добавляет их в текст.
Мы можем видеть объем работы на представленном скриншоте: установка сложных декораций в игре, подбор платья и обуви, дальнейшая обработка в редакторе – добавление снега, теней, цветокоррекция скриншота.
Отдельно стоит отметить подбор платьев, макияжа и прически для главной героини – Стефани.
В самом начале она одета достаточно скромно; автор практически не использует агрессивный макияж и наделяет героиню короткой прической в стиле каре.
Однако ближе к середине сериала, пережив предательство подруги и решив начать новую жизнь, Стефани меняет свой стиль. Начиная с этого момента, автор подбирает для нее более откровенные наряды, агрессивный макияж в темных тонах, дает длинные волосы, подчеркивающие ее сексуальность. Таким образом, читатели могут наблюдать ее изменения не только в тексте, но и на изображениях, сопровождающих его.
Автору легко удается создать атмосферу, необходимую в данный момент – в сериале встречаются как мрачные скришоты, подчеркивающее эмоциональное состояние героев, так и яркие, светлые, побуждающие читателей верить в лучшее. Текст и скриншоты являются единым целым – читая сериал, невозможно представить один текст без скриншотов или же скриншоты без текста. При разделении читатель уже не испытывает всю гамму ощущений, а останавливается на чем-то одном, в зависимости от того, смотрит ли он только скришоты или только читает текст.
Сериал «Красная шапочка» в качестве музыкального сопровождения имеет четыре темы: Нирвана «Коробка в виде сердца», мелодия, сопровождающая сказку, Лана Дель Рей «Рожденные умереть» и Моби «Жди меня». Первая композиция включена в первый пост и относится ко всему тексту сериала. Сложно сказать, кому именно посвящена эта композиция – Кейте или Рею и чей именно характер она раскрывает. На мой взгляд, она подходит обоим. Данная песня является предупреждением для читателей, готовит их к будущим изменениям Стефани, рассказывает о том, что ее возлюбленные в результате станут лишь жертвами. Первая мелодия позволяет посмотреть на сериал немного под другим углом – ведь сам текст не дает оснований полагать, что девушка играет мужчинами, скорее наоборот, она является жертвой. Однако после прослушивания мелодии у читателей возникает желание перечитать сериал в попытках уловить в тексте именно такой смысл.
Вторая тема сопровождает главу, пересказывающую «Красную шапочку» на свой лад и служит для создания атмосферы. Лиричная грустная мелодия как никогда ярко отражает сказочный лейтмотив сериала.
Песня Ланы Дель Рей относится ко второй части шестой главы, к тому моменту, когда Стефани проводит первую ночь с Реем. По этой причине выбор музыкального сопровождения достаточно закономерен и автор останавливается на лирической песне, рассказывающей о любви. Лана Дель Рей предлагает дать волю чувствам, не думая о последствиях, что и делает Стефани в сериале. Но, несмотря на это, глубинный смысл песни достаточно печален и сводится к тому, что это последний раз пары, так как они рождены, чтобы умереть. Таким образом, читатели могут видеть начало будущей трагедии.
Последняя тема относится к заключительной главе сериала, когда героям остается принять последствия своих прошлых поступков. Песня Моби интересна и самобытна сама по себе. Во-первых, она содержит всего два куплета и один полноценный припев. Главной темой является прощание с привычной жизнью; героиня обращается к мужчине с просьбой больше не трогать и так порушенную жизнь. В то же время в песне постоянно повторяются слова «жди меня», словно лирический герой никак не может сделать выбор. Возможно, что куплеты поются от имени разума, а припев - от имени сердца. Это полностью соотносится с ситуацией в сериале, когда Стефани также приходится выбирать между тем, что говорит разум и тем, что говорит сердце. Музыкальное сопровождение подчеркивает эмоциональное состояние героини, ее смятение.
После прочтения сериала у читателя возникает множество мыслей. Если при первоначальном знакомстве он кажется простым и незамысловатым, в основном благодаря своему языку, то при более внимательном чтении и разборе сериал «Красная шапочка» оказывается интереснейшим творением, поднимающим множество актуальных проблем, показывающим самые разные характеры и как никогда близко подходящим к сегодняшней действительности. Я рекомендую его для прочтения всем лицам, старше четырнадцати лет. Возможно, ознакомившись с ним, они не совершат таких же ошибок, которые совершила Стефани, или, хотя бы, будут предупреждены о тех «волках», которые находятся рядом с «шапочками» в реальной жизни.