Начну, пожалуй, с того, что со второй частью серии я была знакома давно и не понаслышке, более того, Baldur's Gate II: Shadows of Amn – моя самая первая РПГ со всеми вытекающими отсюда эмоциональными последствиями вплоть до прочного места в пятёрке любимых. А уж про экстаз от первых нот опенинга «Паам-пааа-па-па!» я вообще молчу. И вот спустя годы, немного стремаясь, я решила заново пережить знакомую с детства историю, а заодно наверстать упущенное: посмотреть, с чего всё начиналось – на первую часть, и чем всё в конце концов закончилось – на сюжетное дополнение второй. Стремалась я по вполне понятным причинам: а вдруг трава покажется не такой зелёной, а деревья не такими высоким, как раньше? Всё-таки c момента выхода Baldur's Gate II прошло уже -дцать лет и, как бы грустно это ни звучало, сейчас игра считается морально устаревшей, что уж говорить о первой части, которая уже тогда, судя по отзывам, считалась откровенно слабее, да простят меня фанаты старой школы.
Какой чудесный олдовый инвентарь! И ещё почти пустой! Разве он не прекрасен?
Ну что я могу сказать после полного прохождения... Устарела ли серия за эти годы? Да. Стала ли она от этого хуже, уступает ли в чём-то РПГшкам нового поколения? Нет. Она просто другая.
Главное отличие Baldur's Gate от современных РПГ (даже изометрических, даже типа «духовных наследников») – это, на мой взгляд, не столько графика (говорить про простенький графон в период ренессанса пиксельных метроидваний как-то даже неловко), сколько низкий темп игры и высокий порог вхождения.
Темп игры — это в первую очередь скорость, с которой ваши персонажи передвигаются по карте, кастуют или плетут заклинания, наносят удары... В Baldur's Gate всё это происходит весьма и весьма неспешно, а боёвка хоть и не пошаговая, но такая вдумчивая, что её впору сравнить с шахматной партией. У ейной «духовной наследницы», боль-мень современной Pillars of Eternity на панельке управления уже появляется кнопка ускорения, позволяющая... ну да по названию и так всё понятно. И это очень показательно, имхо: с каждым годом время, кажется, течёт всё быстрее, темп самой жизни возрастает, и было бы странно, если бы игры под него не подстраивались. То, что раньше воспринималось как норма, сейчас может казаться слишком медленным.
Уровень персонажей растёт так же неспешно, особенно поначалу. К концу первой части c большим сюжетным дополнением (а это почти сто пятьдесят часов) главный герой дорос только до восьмого уровня.
Высокий порог вхождения — в данном конкретном случае это необходимость ознакомления с правилами (система Dungeons & Dragons) для комфортного прохождения игры на уровнях сложности «нормуль» и выше. Что такое АС, и что лучше: AC 0 или AC 8? Что значит урон 1d8 и 2d4, и какой из них всё-таки круче? За что отвечает параметр «мудрость»? Кто такие THAC0 и спасброски? И при чём здесь, в конце концов, эти ваши кубики?! Ответы на некоторые из этих вопросов можно найти уже на экране создания персонажа и на первых этапах игры, просто будьте готовы усваивать сразу много информации. Как вариант можно скачать Книгу Игрока нужной вам редакции (второй, кажется) и почитывать её по мере необходимости, но это для совсем дотошных. Если вы не собираетесь проходить игру соло на уровне сложности Legacy of Bhaal, внутриигровых подсказок будет, скорее всего, достаточно, даже если они местами лаконичны до идиотизма. Параметры персонажа (сила, ловкость, харизма и т.д.) описаны очень кратко, типа «этот параметр важен воинам, а этот – магам». Если хотите разобраться, что конкретно за что отвечает (меткость удара, меткость стрельбы, знания лора, количество HP, максимально возможный переносимый вес и т. п.) - интернет вам в помощь. Я, например, регулярно гуглила, как работают AC (Armor Class, то есть шанс избежать удара) и THAC0 (To Hit Armor Class 0, то есть меткость милишника) и так же регулярно забывала. В принципе, эти тонкости не нужны, в итоге достаточно знать, что чем ниже AC и THAC0, тем лучше, вот и всё, все остальные расчёты за вас сделает компьютер.
И слава богу! Я, честно говоря, не представляю, как всё это держат в головах и рассчитывают в настолках.
Есть подозрение, что если здесь и были желающие лично познакомиться с этим представителем жанра, то после такого вступления их и вовсе не осталось. Но если вдруг(!) всё вышеперечисленное плюс старенькая графика вас не пугает, попробовать обязательно стоит. В каком виде пробовать и с какой части начать, уже другой вопрос.
Классика или Enhanced Edition?
Однозначно Enhanced Edition. Вообще-то в кругах правоверных фанатов и балдурсгейтоманов это издание принято ругать, а имя компании-разработчика «Бимдог» вообще считается матерным и сопровождается ритуалом смачного плевка: дескать, и забаговано всё жутко, так что играть невозможно, и персонажей своих дурацких зачем-то добавили... и... и... и вообще они только и могут, что бабло на старых играх пилить, негодяи! Наверно, я просто очень везучая, потому что за всю игру не встретила ни одного вылета и только один не очень критичный баг, а ещё очень ленивая, потому что искать в интернете правильную, «ту самую» сборку... ну так себе удовольствие. Что касается добавленных Бимдогами некошерных персонажей, они действительно не очень, но ведь можно просто не брать их в партию или вообще убить.
Единственный недостаток улучшенного издания: на русский переведена только первая часть. Вторая уже несколько лет сидит без официального перевода. Можно добавить любительский, их сейчас много, но вот с ними, возможно, и придут баги и вылеты. Сама не пробовала, но народ в сети ругается.
Ещё один минус улучшенного издания, который вообще-то плюс, но с нюансами – убрали экраны загрузки. Казалось бы, что может быть лучше, однако вместе с экранами загрузки ушли и подсказки, которые были очень полезны в первое прохождение.
Вот хорошая подсказка: «Хотя вашим персонажам не нужно есть и пить, не забывайте делать это сами. Мы не хотим потерять наиболее преданных ироков» Например, только оттуда я узнала, что окончательно убить тролля может только огонь или кислота. Пока не всплыла эта подсказка, я никак не могла продвинуться по сюжету из-за этих дурацких неубиваемых троллей. Бестиария, как сделали потом в Пилларсах, немного не хватает.
Во всём остальном улучшенное издание действительно улучшенное.
Так раньше выглядели экраны загрузок. В Enhanced Edition их больше нет. Иногда во время загрузки просили поменять диск (BG II была на четырёх), тогда надо было скрестить пальцы и молиться, чтобы игра не выдала ошибку. Если вылезала ошибка, можно было пойти помыть диск тёплой водой с мылом. Не знаю, зачем, но помогало!
Что лучше: Baldur's Gate или Baldur's Gate II? И можно ли начать сразу со второй части?
На мой взгляд, вторая часть практически во всём превосходит первую.
Во-первых, локации. Их больше и они разнообразнее: помимо Аскатлы, столицы Амна, мы сможем побывать и в Андердарке и в городе светлых эльфов, сплаваем в гости к пиратам, посетим парочку планов, в том числе ад, кому-то повезёт оказаться в плену у рыболюдей сахуагинов... Мы больше не будем бродить половину игры по однотипным полупустым лесным локациям, йеее!
Во-вторых, сопартийцы. Желающих присоединиться к нам стало чуть меньше (17 потенциальных спутников против 29), зато они стали откровенно разговорчивей. Такое чувство, что ребята решили дружно нарушить данный в первой части обет молчания: диалогов стало значительно больше, и с главным героем и между собой. Много забавных. Характер наших спутников раскрывается гораздо лучше, начинает чувствоваться фирменный биоваровский почерк, появляются романы. Мне кажется, без этих персонажей в дальнейшем не смогли бы появиться любимые многими Морриган, Лелиана, Алистер, Тали... Всё с чего-то начиналось.
В-третьих, сюжет. Увлекает и
вовлекает гораздо больше уже с первых минут. Злой маг и волшебник, ещё и помешанный на БДСМ, судя по количеству крюков и цепей, развешанных по всем стенам, Джон Айреникус похитил ГГ и парочку его друзей и ставит на них всяческие опыты. Естественно, теперь когда серьёзные неприятности коснулись лично нас, желание разобраться с проблемой гораздо сильнее. И не переживайте, даже когда вы выберетесь из западни мрачного подземелья, главгад всё равно найдёт, чем вас зацепить. В первой части мы искали, кому бы ещё помочь, во второй — помощь нужна нам самим. Главгад, к слову, получился замечательным. Его личность интригует, а озвучка просто чудесна: некоторые его реплики до сих пор стоят в ушах. В детстве его немного побаивалась, при этом сюжет не оставлял другого выбора, кроме как снова и снова искать с ним встреч.
В-четвёртых, боёвка. Нет, игровая механика никак не изменилась. Фишка в том, что мы начинаем играть уже семи- или восьмиуровнемым персонажем, а значит у нас больше специальных возможностей, у магов, например, больше полезных заклинаний. Враги стали толще, злей и изощрённей, наконец-то появились драконы и всякая пакость типа вампиров, личей и демиличей. Как следствие, большее тактическое разнообразие и действительно увлекательная боёвка.
Картинка очень в тему. Примерно так оно всё и происходит
Не стоит волноваться о том, что ничего не будет понятно, если начать играть со второй части. Конечно, отсылки к предыдущим событиям есть, встречаются и персонажи из первой части, но контекста всегда хватает, чтобы разобраться, о чём идёт речь и кто все эти люди. Можно провести аналогию с Масс Эффектом: многие начинали знакомство с серией именно со второй части и не испытывали особых трудностей. Так же и здесь. Если вторая часть понравится, есть смысл пройти дилогию с самого начала.
Проходить игру с первой части ещё стоит, если вы любите масштабность и эпичность повествования. Несмотря на то, что обе части могут быть сюжетно самостоятельными (есть злодей — выпилили злодея – нет злодея), они объединены общей темой – темой божественного наследия героя. Что с этим наследием делать, мы решаем в DLC ко второй части под названием «Трон Баала». Там же главный герой встретит воплощение своей потерянной невинности (и не надо так глумливо хихикать!), которое напомнит нам, каким наш персонаж был в самом начале, ещё до того, как совершил своё первое убийство. Как бы смешно это ни звучало, эффект от этой встречи потрясающий: ты вдруг оглядываешься назад, вспоминаешь своего задохлика с десятью HP и пустым инвентарём, убегающим от волка в лесу, потому что сейчас ведь сожрёт, гад!, и понимаешь, что с тех пор прошла целая жизнь. Боже, как давно это было! Примерно такая же пропасть событий разделяет Фродо, стоящего с кольцом у жерла Ородруина и Фродо на дне рождения в Шире.
Создание персонажа
А начинается всё именно с него. И внимания этому моменту стоит уделить много, вам со своим персонажем ещё дофига часов бегать, поменять же выбираемые здесь параметры в течение игры нельзя.
Пол. От него мало что зависит, так что выбирайте любой, каким играть комфортнее. Единственное, во второй части можно будет крутить романы. В классической версии у мальчиков есть три потенциальных любовных интереса (далее ЛИ), а у девочек - выпускайте феминисток! - всего один. Вот такая вот дискриминация. В Enhanced edition, как я уже говорила, появляются новые персонажи от Бимдогов, а с ними и новые потенциальные ЛИ всех цветов и размеров, всех полов и ориентаций. Их я пока не тестила, но гугл подсказывает, что в общей сумме у мальчиков теперь 5 ЛИ, а у девочек 4. Справедливость восторжествовала! Ну почти.
Портрет. Чисто эстетический момент. Помню, раньше мне здешние портреты очень нравились, а сейчас кажется, что их маловато и сложно подобрать что-то подходящее. При желании можно добавить в библиотеку своё изображение.
Спутники из второй части. Вообще портретов больше
Раса. Выбрать можно одну из семи. Есть люди, эльфы, полуэльфы, дворфы, гномы, полурослики и полуорки. По описанию всё очень канонично: эльфы утончённые и изящные, дворфы — коренастые любители крепких напитков, полурослики предпочитают уют любым приключениям и т.п. Выбор расы никак не отражается на главном сюжете и на побочках, однако с представителями некоторых рас невозможны любовные отношения (бедные полуорки, и тут дискриминация!). От расы зависит отсутствие/наличие некоторых абилок, например, инфравидения: люди и полурослики в отличие от представителей других рас не видят в темноте. Раса персонажа может наложить ограничение на выбор класса. Например, только люди могут быть монахами. Люди вообще самые универсальные в этом плане. Последнее, на что влияет раса, это бонусы и штрафы к характеристикам. Эльфы, например, получают +1 к ловкости, но -1 к телосложению, а гномы +1 к интеллекту, но -1 к мудрости.
Класс. Есть одиннадцать доступных классов. Естественно, есть воин, вор и маг. По-моему, они самые удобные и адекватные. Ещё есть друиды. Они вечно твердят о каком-то балансе, владеют особой лесной магией и умеют превращаться в волчиков и медведов. Ещё есть паладины. Те же воины, только в более сверкающих доспехах и идейные. В бой идут с криком «For justice and honor!» Ещё есть клирики. Владеют особой жреческой магией, то есть хилят, воскрешают и бафают. Ещё могут эффективно отгонять нежить. Есть следопыты. Они получаются, если бойца скрестить с друидом, хорошо владеют луками и могут зачаровывать животных. Есть барды — это такие недоворы и недомаги. В BG почти единогласно признаны самым бесполезным классом. Зато обаятельные. Есть чародеи — маги с девизом «меньше, да лучше». Не могут учить заклинания со свитков, и вообще очень ограничены в выборе заклинаний, но колдуют чаще. Есть монахи. Они не носят доспехи, не могут специализироваться ни на каком из видов оружия, зато на поздних уровнях укладывают дракона голыми руками. Буквально. Так как знают расположение особых точек
джи. А ещё есть шаманы. Они как-то танцуют и как-то колдуют, но ими я ни разу не играла, поэтому ничего по существу сказать не могу.
У каждого из одиннадцати классов есть несколько подклассов. На подклассы можно забить и играть, например, простой «рогой», а можно сделать охотника за головами. Или теневого танцора. Или ещё кого-то. Теневые танцоры лучше других умеют прятаться в тенях и обладают специальной абилкой, позволяющей мнговенно скрыться с глаз противника. Этим подклассом хорошо бэкстабить, но зато нельзя ставить ловушки. У охотников за головами всё наоборот: есть дополнительные специальные ловушки, но штрафы к скрытному перемещению. Другой пример подкласса из игры – паладин Келдорн. Обычные паладины умеют изгонять нежить, а на поздних уровнях кастуют заклинания клириков. Но Келдорн не просто паладин, а инквизитор, поэтому не умеет ни то, ни другое. Зато у него хорошая сопротивляемость магии, а заклинания очарования и удержания на него вообще не действуют. Подклассы магов – отдельная история. В Baldur's Gate есть девять школ магии. Соответственно наш маг может быть как генералистом, так и специализироваться на одной из школ магии. Вы можете сделать своего мага некромантом, это даст ему определённые бонусы к использованию магии смерти, но закроет доступ ко всем заклинаниям школы иллюзий.
Помимо подклассов есть ещё мультиклассы. Ваш персонаж может иметь сразу две профессии. И швец, и жнец, и на дуде игрец. Аэри, например, маг/клирик, а Джахейра – воин/друид. Плюс мультикласса виден невооруженным глазом, минус же в том, что таких персонажей дольше прокачивать, ведь опыта они получают столько же, сколько и обычные. В последнем сейве мой Брайан — воин 34 уровня, а его верная спутница Джахейра воин 18 lvl / друид 13 lvl.
Если вы думаете, что это всё, спешу вас расстроить. Помимо подклассов и мультиклассов, есть ещё дуалкласс. Дуала нельзя создать, им можно только стать в процессе игры. Пример: наша подруга детства Имоэн. В первой части она была обычным вором и доросла до седьмого уровня, во второй её задуалили в мага. Это значит, что теперь она не сможет развиваться как вор, хоть и сохранит все полученные до этого воровские способности, а будет развиваться как маг.
Короче, выбор класса персонажа – задача нетривиальная, здесь можно зависнуть надолго. От класса зависят почти все ваши абилки, он так же определяет, какой шмот вы сможете носить, а какой нет. Друиды не ходят с двуручниками, а маги не носят тяжёлую броню.
А ещё от класса зависит мировозрение персонажа. Воры не могут быть законопослушно-добрыми. Друиды должны поддерживать баланс, поэтому они всегда истинно-нейтральные. Монахи, поклоняющиеся тёмной богине Шар, могут быть только законопослушно-злыми.
Мировозрение. Мировозрение вашего персонажа почти ни на что не влияет. Вы можете сделать своего героя хаотично-злым и при этом всю игру безвозмездно творить добро направо и налево, никто вам не скажет, что вы вообще-то не соответствуете своему профилю. А вот мировозрение ваших спутников – совсем другое дело. Злые персонажи просто уйдут из вашей партии (да-да, со всеми полезными вещичками в инвентаре) или не захотят к вам присоединяться, если у вас героическая репутация. Добрые персонажи, наоборот, кидают вас, как только репутация опустится ниже плинтуса. Добрые и злые, хаотичные и законопослушные персонажи постоянно друг с другом конфликтуют, поэтому чем более разношёрстная с вами компания, тем веселее. Правда, в конце концов это веселье может обернуться кровопролитием.
Кроме того, в игре есть несколько предметов, которые могут носить персонажи только определённого мировозрения. Найти приличную одежду магу очень трудно: почти у всех магических роб в игре такие характеристики, что их правильнее было бы называть "шторока для ванны". Чуть лучше (примерно на уровне скатерти) мантия злого архимага. Стоит ли уточнять, что носить её могут только маги со злым мировозрением?
Характеристики. В игре их шесть: сила, ловкость, телосложение, интеллект, мудрость и харизма. Думаю, они не сильно отличаются от схожих параметров в других РПГ, поэтому не буду на них подробно останавливаться, но если что, спрашивайте.
Специализация. На этом экране вы можете вложить один или несколько плюсиков в тот тип оружия, на котором хотите специализироваться, то есть получать плюшки при его использовании. Можно вложиться даже не в тип оружия, а в стиль боя (меч и щит, двуручное оружие, с оружием в обеих руках и т.п.). Количество доступных плюсиков на уровне зависит от класса персонажа. Лучше всего в этом плане воины.
Настройка внешнего вида. Нууу... Как вам сказать... Но всё-таки она есть!
Голос и имя. Последние штрихи. С именем всё понятно, а голоса... так себе. Есть на выбор восемь мужских и столько же женских. Интонации все очень нарочитые: есть типа сексуально низкие голоса, есть истерично-писклявые, есть грубые рычащие... Хотелось бы чего-нибудь более адекватного, конечно. С другой стороны, озвучка – это всего пара реплик, которые персонаж произносит, если на него нажать, отправить в атаку или если он устал. Реплики протагониста не озвучены, диалоги спутников озвучены частично, но хорошо. Среди актёров озвучки моя любимая Дженнифер Хейл (Шепард) – её голосом говорят ведьма Дайнахейр (с прикольным акцентом и архаичными вставками) и забавный полурослик Маззи Фентан.
Вот такого Брайана я слепила себе в итоге
Решила играть добрым мужским персом, потому что мне кажется, что он смотрится более органично в в этой истории. Отыгрывать злодея можно, но получается такая редкостная мразь, которую самой прибить хочется. Отыгрыш вообще не самая сильная сторона Балдурс Гейтов: даже когда реплик много, всё равно всё сводится к да/нет/да, но за деньги. В «Троне Баала» ситуация чуть лучше, но до него ещё дожить надо, это ж самый конец. С классом тоже решила не заморачиваться: шаманов, паладинов и монахов отмела сразу, потому что всю свою жизнь наш герой провёл в замке-библиотеке Кэндлкип, и объяснить, откуда у него взялись монашеские или шаманские способности я бы не смогла даже себе. Учитывая, что воспитанием героя занимался его названный отец, маг и мудрец Горайон, было бы логично сделать и самого героя магом или чародеем. Нас воспитывали на сказаниях о героях и монстрах, великих подвигах и великих трагедиях, поэтому я могу представить протагониста и бардом. Но мой в итоге стал воином. Что делаешь в детстве после просмотра какого-нибудь героического фильма? Хватаешь палку, то есть, простите, меч, и бежишь оттачивать удары на подушке, которая, конечно, на самом деле не подушка, а злобный монстр. Ну и мой Брайан, видимо, пошёл по тому же пути только с большим успехом и под руководством учителей. Наверняка в замке (пусть он и библиотека) завалялась парочка умудрённых жизнью воинов, готовых обучить паренька ратному делу. С расой тоже не парилась: как всегда человек, потому что его можно отыгрывать без напряга. Очки характеристик, как всегда, вложила глупо и криво: по максимуму в силу (воин же) и почти по максимуму в харизму (главный герой должен быть харизматичным! Даже если на практике это влияет только на цены в магазине)
Теперь осталось только вложить плюсики во владение длинным мечом и одноручным оружием, и можно смело отправляться навстречу приключениям!