Как владелица парикмахерской стала самой знаменитой ведьмой Америки? Почему католическая церковь закрывала глаза на ее обряды вуду и кровавые жертвоприношения? И зачем аристократы ходили к ней на поклон?
Помимо того, что Мари Лаво считалась негласной королевой Нового Орлеана, чье влияние распространялось на все слои населения, она была в действительности мудрой женщиной, грамотным психологом и стратегом. Одаренная сумасшедшей харизмой и неординарным интеллектом, эта женщина стала легендой еще при жизни. И слава ее не уменьшается с годами. В XXI веке ей посвящают песни и книги, а ее образ широко используется в кинематографе. Так, например, в третьем сезоне «Американской истории ужасов» Мари Лаво становится одним из центральных персонажей повествования. Но что мы в действительности знаем о жизни этой удивительной героини?
Считается, что Мари Лаво появилась на свет во Французском квартале Нового Орлена. Никаких официальных данных о дате ее рождения не сохранилось, но путем нехитрых математических расчетов историки сошлись во мнении, что это был 1801 год. Ее мать, Маргарита Даркантрел, когда-то была рабыней, но ей даровали свободу. Она была влюблена в богатого предпринимателя Чарльза Лаво, а плодом их любви стала будущая королева вуду.
Мари была первым ребенком в семье Даркантрел, свободным от рождения. Ее прабабушка приехала в Новый Орлеан в середине 1700-х годов из Западной Африки и всю жизнь была рабыней. Родная бабушка Мари Лаво, которую звали Кэтрин, тоже находилась в рабстве долгие годы, но к пожилому возрасту она сумела накопить необходимую сумму и купить себе свободу. На оставшиеся деньги Кэтрин начала строить собственный маленький домик во Французском квартале. Здесь и родилась ее внучка, Мари Лаво.
4 августа 1819 года юная Мари Лаво вышла замуж за Жака Париса в соборе Сент-Луиса. Ее избранник был свободным человеком, родом с острова Гаити. Отец Мари не был скреплен узами брака с ее матерью, но все же принимал некоторое участие в жизни своей дочери. Согласно официальным данным, он преподнес новобрачным щедрый подарок — дом на Лав-стрит, однако по каким-то причинам Жак и Мари не смогли туда переехать. В 1822 году они жили на улице Дофина, арендуя жилую площадь. Жак зарабатывал на жизнь изготовлением мебели из красного дерева — даже по тем временам такая работа ценилась достаточно высоко.
Большинство историков считают, что у Мари и Жака не было детей, однако в соборе Сент-Луиса сохранились записи о крещении Мари Анжели Пэрис (1823 год) и Фелисит Пэрис (1824 год), которые могли быть их дочерьми. К сожалению, это единственные свидетельства о жизни этих девочек, которые сохранились до наших дней. Были ли они на самом деле детьми Мари Лаво? Что случилось с ними потом? Возможно, мы никогда не узнаем ответов на эти вопросы. Но это лишь первая тайна из жизни великой королевы вуду. В скором времени исчез и первый муж Мари. Не осталось ни свидетельства о смерти, ни каких-либо других документов, объясняющих его внезапное исчезновение.
В 1826 году в жизни Мари Лаво появился человек, которому суждено было стать ее возлюбленным и отцом ее детей. Луи Кристофор Дюменсниль де Глапион был светлокожим богатым джентльменом, происходившим из уважаемой семьи. Союзы смешанных кровей были распространены в Новом Орлеане, однако их нельзя было оформить официально. Они прожили вместе почти 30 лет, а после смерти своего гражданского мужа в 1855 году Мари хранила ему верность до конца своих дней.
С первых лет их совместной жизни Луи проявил себя как щедрый мужчина, который заботится о своей женщине и уважает ее желания. В 1826 году, когда умерла бабушка Мари Лаво, выяснилось, что она не успела заплатить все деньги за свой маленький домик. Так что кредиторы вознамерились отобрать его и выставить на аукцион. Мари было грустно прощаться с домом своего детства — тогда ее гражданский супруг пришел на помощь и заплатил необходимую сумму.
Ходили слухи, что у Мари и Луи было 15 детей, которые появились на свет в течение первых 20 лет их гражданского брака. Однако в официальных документах сохранились другие цифры. Большинство историков считает, что в этом союзе родилось семеро детей, но трое из них умерли в младенчестве. Мы не знаем подробностей того, как сложились судьбы всех наследников знаменитой королевы вуду, но одна из ее дочерей — названная Мари в честь собственной мамы — продолжила ее дело. В исторических источниках она известна под именем Мари Лаво II.
После таинственного исчезновения своего первого мужа Мари Лаво пришлось добывать средства для существования самостоятельно. Все деньги, которые у нее остались, она вложила в открытие своего салона-парикмахерской. И не прогадала. Ее дело стало быстро развиваться. Посетителями салона мадам Лаво становились как темнокожие жители Нового Орлеана, так и представители местной аристократии. Заведение полюбилось всем слоям населения даже не из-за демократичных цен, а из-за обаятельной и заботливой хозяйки, которая всегда была готова угодить своим клиентам. Все знали, что после посещения салона Мари Лаво вы гарантированно выйдете с прекрасной прической и отличным настроением.
Однако хозяйка парикмахерской была не так проста, как казалось на первый взгляд. Пока Мари колдовала над волосами своих посетителей, она внимательно слушала все их разговоры. Поэтому спустя полгода она уже была в курсе всех тайных любовных связей и грязных дел большинства жителей Нового Орлеана. Ее сила была в тех знаниях, которыми она обладала. И уже очень скоро она начала ее применять. Только представьте, как ловко может манипулировать людьми мудрая женщина, обладающая нужной информацией. Особенно, если она к тому же ведьма.
Одновременно с открытием своего дела Мари Лаво начала открыто позиционировать себя как последовательницу вуду. Среди местных стали распространяться слухи, что у владелицы одного известного салона можно получить целительное снадобье или оберег, который защитит от порчи. Амулеты Мари Лаво назывались «гри-гри» и были двух видов. Первые — абсолютно безобидные, которые приносили счастье своему владельцу, оберегали семейный очаг и даровали удачу во всех начинаниях. Другие же обладали темной силой и содержали внутри мелкие кости людей и животных, а также могильную пыль. Если кто-то находил подобный мешочек у своего порога, то он приходил в ужас и был готов отдать любые деньги, чтобы избавиться от страшного проклятия. К кому же бежать, чтобы его снять? Разумеется, к Мари Лаво. Мало кто задумывался о том, что и подбросить тот самый «гри-гри» могла она сама.
Мари Лаво также становится частой гостьей праздничных гуляний на площади Конго по воскресеньям. В этот день господа давали выходной своим темнокожим рабам, и последние приходили на большую площадь в центре города, где начиналась активная торговля и, конечно же, веселые танцы. Мари Лаво продавала мелкие обереги, давала советы представителям темнокожей общины. А в завершение дня пела и танцевала древние танцы, надевая корону королевы вуду. Празднование на площади Конго проводилось еженедельно, но была еще одна особенная ночь в году — канун праздника святого Иоанна Крестителя или летнее солнцестояние (читайте также: «День летнего солнцестояния: как правильно загадывать желания и проводить ритуалы») — которая была крайне значимой для всего сообщества вуду Нового Орлеана. Последователи древних верований собирались вместе, чтобы под покровом ночи провести традиционное купание в реке и обряды с танцами вокруг пылающего костра. Мари Лаво неизменно принимала активное участие в ритуальном действе, а спустя несколько лет заслужила титул Королевы этой церемонии. Неизгладимое впечатление на всех производил танец Мари Лаво с питоном-гигантом по имени Зомби.
Любопытно, что обретя власть над общиной вуду, Мари начала привносить в старые обряды элементы из католической культуры. Так, например, статуи святых заместили на алтарях некоторые африканские маски, а святой водой из церкви орошали не только всех живых участников ритуала, но и мертвых — а именно животных, принесенных в жертву. Фактически, Мари Лаво соединила два основных верования своих предков воедино, отдав каждому дань уважения (ее прародители из Африки были последователями вуду, а бабушка и мать переняли христианские взгляды белого населения Америки тех времен). Но как же относились к кровавым жертвоприношениям в окружении безмолвных изваяний святых отцов представители католической церкви?
Как бы это ни было странно, но священники считали мадам Лаво практически идеальной католичкой. Она была известным на весь Новый Орлеан филантропом, посещала тюрьмы, ухаживала за больными. Немногие знали, что она часто предлагала узникам амулеты, которые помогали вырваться из заключения, а больным — магические снадобья для исцеления. За отдельную плату, разумеется. Так или иначе, в глазах служителей церкви Мари Лаво удавалось поддерживать имидж праведной женщины. На вопросы о ритуальных ночах последователей вуду она отвечала, что ничего о них не знает.
Постепенно о магических способностях владелицы парикмахерского салона заговорил весь город. При этом все жители уже были во власти Мари Лаво. Рабы, остерегаясь злых проклятий, рассказывали ей всю подноготную своих хозяев. Аристократы же восхищались тем, как Мари Лаво приструнила всех представителей темнокожей общины, и приходили к ней, чтобы выразить свое уважение и провести какой-нибудь индивидуальный ритуал. Ее считали самой могущественной женщиной своего времени.
Обрели популярность и ночные вакханалии Мари Лаво, которые из закрытых мероприятий для членов общины вуду превратились в сравнительно открытые — при нужных связях и оплате «входного билета» туда мог попасть практически любой желающий. Каждый находил в них что-то для себя: пресыщенный традиционными забавами аристократ — ритуальный секс, униженный раб — отмщение в виде жертвоприношения животных, а безнадежно влюбленный — надежду на взаимность. И царствовала над всем этим — несравненная Мари Лаво.
Одна история о ее силе стала очень известной еще при жизни королевы вуду. Молодой человек из богатой семьи был арестован и обвинен в совершении ряда преступлений. В действительности же настоящими преступниками были его друзья, которые позволили свалить вину на несчастного юношу. Его Отец был в отчаянии и попросил помощи у Мари Лаво, объяснив ей обстоятельства дела. Он пообещал колдунье щедрую награду, если она использует свои магические способности и добьется освобождения его сына.
Когда настал день суда, Мари положила в рот три красных перца, вошла в собор Святого Луи и опустилась на колени у алтаря. Помолившись, женщина встала и направилась в зал суда. Прежде чем вошел судья, королеве вуду удалось положить перцы под его кресло. Можно только представить, какие мысли возникли в голове у блюстителя закона, когда он обнаружил такой неожиданный и странный сюрприз, а затем увидел в зале суда саму Мари Лаво. Надо ли говорить, что судья без долгих размышлений признал молодого человека невиновным.
Была ли это магия вуду или судья просто испугался того, что с ним может случиться, если он вынесет обвинительный приговор? Ведь все понимали, что Мари знает секреты большинства самых влиятельных людей Нового Орлеана. Возможно, у судьи тоже были свои скелеты в шкафу.
15 июня 1881 года Мари Лаво мирно скончалась в своем доме за несколько месяцев до своего 80-летия. До сих пор ее гробница является самой посещаемой на всех кладбищах Нового Орлеана. Когда королевы вуду не стало, издание New York Times выпустило некролог с такими словами: «Все юристы, судьи, плантаторы и торговцы пришли [в тот день] к ее дому, чтобы выразить свои соболезнования». Уход такой масштабной личности стал большим потрясением для большинства жителей города (даже не смотря на преклонный возраст королевы вуду).
Можно верить или не верить в магические способности Мари Лаво. Но невозможно отрицать, что она была умной и проницательной деловой женщиной, тонко чувствующей психологию людей и умеющей использовать слабости, желания и страхи других в своих собственных интересах. История Мари Лаво, возможно, и сегодня может многому научить нас с вами.