Игра: Fable III
Хотели бы вы попасть в сказочно королевство? Путешествовать по разным уголкам страны в поисках сокровищ? А, может быть, вам по душе управление огромным государством в роли монарха? Или есть желание быть отважным воином, сражающимся с толпами могучих противников? Всё это и многое другое может предложить одна небезызвестная компьютерная игра в жанре acti
on/RPG с видом от третьего лица, на которую я предлагаю взглянуть поближе.
К нашему вниманию - гениальное творение известного сказочника игровой индустрии Питера Молиньё -
Fable III, выхода которого верные поклонники эпичной серии ждали несколько лет. Чудо свершилось в 2010 году - для обладателей Xbox 360, что, впрочем, не удивительно, учитывая, что игру издала компания Microsoft Game Studios, приоритеты которой в последнее время прочно сместились в пользу игровых приставок. Но геймеры по всему миру, и скромный рассказчик в их числе, ликовали, когда в следующем году игра всё-таки вышла и на ПК. Насладиться её прохождением можно как в одиночку, так и в кооперативном режиме. А, что касается привычного для серии геймплея, то он претерпел множество изменений, явно видно, что игра ориентирована на более широкую аудиторию, чем предыдущие части, и на первом месте теперь - наглядность, дающая возможность полностью погрузиться в атмосферу приключений. Приготовьтесь, и мы с вами отправляемся в путешествие по туманному Альбиону.
Fable III начинается через несколько лет после событий второй части. Страна за это время изменилась: началась промышленная революция, а на престоле после смерти короля - Героя Fable II - теперь восседает его сын Логан, с каждым годом проводящий всё более и более жестокую политику. Играть нам предстоит за младшего брата или сестру нынешнего короля. В этой части впервые за всю серию возможен выбор пола главного героя. Но сегодня речь будет идти всё же о принце - дабы не путаться и потому, что рассказчик проходил игру за представителя сильного пола (как говорится "На вкус и цвет все фломастеры разные", но принц в боях смотрится куда более органично).
Как только мы выбрали главное действующее лицо - сюжет лихо закручивается, не дав ни минуты насладиться прелестями светской жизни. Дама сердца напоминает принцу, что король стал тираном, и мы направляемся в тронный зал, чтобы помешать казни очередного "политического преступника". Убеждения на Логана, как и ожидалось, не действуют, и игроков ставят перед сложным моральным выбором (коих в игре, надо сказать, будет немало) - наказать "преступника", что приведёт к недоверию народа, или же пожертвовать своей возлюбленной... Каким бы ни было решение в этой игре на закаление характера, принц не прощает брата и в компании наставника Уолтера, старого слуги Джаспера и верного четвероногого друга покидает замок с намерением найти союзников в совершении революции и завоевать доверие народа. В подземных катакомбах находит очень значимую вещь - Печать Гильдии (не знаю, как вам, а мне она отдалённо напоминает знак знак "Инь-Ян").
Игрокам становятся доступны Путь к Власти и Убежище, знаменитые нововведения третьей части. На Пути к Власти Тереза, слепая провидица Шпиля, знакомая верным поклонникам серии ещё с первой части, рассказывает принцу о его судьбе и том полном испытаний пути, который ему, как и всем Героям, предстоит пройти. Путь этот, нельзя не отметить, выглядит весьма эффектно: длинная туманная дорога с десятью воротами, которые можно будет открыть с продвижением по сюжетной линии, используя Печати Гильдии (общее из количество всегда отображается в левом вернем углу экрана).
За каждыми воротами Героя ожидают несколько сундуков с различными новыми умениями, улучшениями боевых навыков и даже новыми словесными выражениями для успешного взаимодействия с персонажами. Чтобы открыть замок также нужны Печати Гильдии, и, тем больше их потребуется, чем дальше сундук от начала Пути. Заполучить их, впрочем, не так сложно: убивая врагов, знакомясь с жителями Альбиона и выполняя их отдельные поручения.
За Убежищем будет заботливо присматривать Джаспер. Поначалу всё покрыто паутиной, но с развитием сюжета верный слуга будет наводить там порядок, и станут доступны все комнаты: Оружейная, Гардеробная, Комната с накопленным золотом (в виде горы монет, при том что даже небольшая сумма будет выглядеть весьма эффектно!) и трофеями, Комната Windows Live для связи с другими игроками. Подробности про каждую из них можно в любой момент узнать от Джаспера. Относительно последней он весьма забавно намекнёт на существование "параллельных" миров. Хотя он тот ещё шутник и мудрец в одном лице и будет выдавать что-то эдакое на протяжении всей игры, например, относительно пса: "
Как говорится, лучший друг человека. Никогда не мог понять, другие люди при этом считаются или нет".
В главном зале Убежища доступна Карта, в помощью которой можно получить информацию о любой локации, наличии там недвижимости, заданий для Героя, посмотреть, где именно находится каждый персонаж, а также телепортироваться куда душе угодно (но возможность обычного, пешего путешествия по Альбиону тоже присутствует). Стеллаж с полученными Подарками и со Статусом Героя вопросов не вызывает, а вот к новому меню Сохранения и параметров в виде целой комнаты с манекенами Героя для каждого сохранения (!), надо сказать, приходится привыкать долгое время. Разработчики решили сделать "изюминку", она, безусловно, получилась, но так ли она была нужна? - вопрос интересный... И нельзя обделить вниманием милую лежанку для четвероногого друга, через которую доступно меню для получения информации об умениях пса, смены клички и даже породы (эликсир - и вот уже вместо колли розовый пудель).
Для тех игроков, кто боится заплутать в огромном королевстве или запутаться в заданиях сюжетной линии и побочных квестов, предусмотрена возможность настроить аж четыре варианта яркости светящегося следа, который будет указывать путь к точкам назначения.
Сюжетная линия интересная, хотя и не очень велика: при желании - всю её можно пройти за пару дней. Но очень радует наличие множества побочных квестов, среди которых попадаются очень смешные. Например, квест, в котором Герою нужно вернуть хозяину сбежавших кур, обязательно переодевшись в костюм курицы; или квест, в котором Герой, согласившись на свою голову поучаствовать в игре трёх мудрецов, будет уменьшен до размеров ложки, отправлен спасать картонную принцессу от картонного же злого барона, при том, что мудрецы придумывают правила игры буквально на ходу, создавая странных противников вроде адских куриц, дышащих огнем... Да, куриная тема
красной линией, то есть жёлтой линией проходит сквозь мир Fable. Поклонники серии поймут, если я просто упомяну легендарного Курощупа
В третьей части тема пернатых никуда не делась, и во время загрузки и сохранения на экране в кружочке бегает забавная курочка.
Вообще, юмор всегда был одной из визитных карточек серии, и в Fable III он остался таким же замечательным. На вашем лице обязательно появится улыбка, когда первый раз увидите, как Герой, найдя подземный тайник (то бишь, клад), начинает раскапывать его взявшейся неведомо откуда огроменной лопатой. Или когда одна из Магических дверей, заполучив от Героя то, что требовалось для её открытия, будет минут пять радоваться и всхлипывать.
К слову сказать, Магических дверей в третьей части немного, но за ними всегда что-то очень важное. А вот сундуков - превеликое множество, они делятся на два вида: открываемые за определённое количество золотых или серебряных ключей, в поисках которых придётся немало побегать по сказочному миру, и просто "бесплатные". Если в первых спрятано также что-то очень ценное, то во вторых можно найти что угодно: от драгоценных камней до какой-нибудь татуировки или вещи из комплекта одежды (например, "очень нужный" ночной колпак). То же и с подземными кладами.
Если этого для пополнения Геройского бюджета окажется недостаточно, то в игре есть забавные мини-игры, в которой ваш подопечный будет месить тесто для пирогов, ковать мечи или же играть посреди площади на лютне. Эти навыки также можно прокачивать, открыв соответствующие сундуки на Пути к Власти. А, если и этого мало, то можно попытаться стать Дональдом Трампом Альбиона, покупая и продавая или сдавая в аренду жильё, или же податься в монополисты, выкупив все лавки в королевстве. Прибыль будет колоссальная, но и усилия для этого нужны немалые, ведь в игре всё, как в реальности: бизнес предусматривает не только статьи доходов, но и расходов.
Но, главное при всём этом многообразии возможностей - не отвлекаться надолго от сюжета. Каждая группа потенциальных союзников выдвигает свои требования, одни выполнить легко, а вот над другими придётся изрядно потрудиться. И, когда кажется, что исполнены все требования, Героя попросят ещё об одной мелочи: дать клятву сделать кое-что ещё. Клятву придётся не только скрепить рукопожатием, но и оформить в письменном виде. Потом она будет
мусолить глаза висеть на стенке в главном зале Убежища, постоянно напоминая о себе. Впрочем, выполнить её или нет после того, как принц осуществит революцию, решать вам: выполнит - получит уважение и почёт, а нет - ну, кто сказал, что после свержения Логана всё должно быть в ажуре?
Тем, кто больше тяготеет к отрицательной стороне натуры Героя, скорее всего, без труда удастся заставить себя сделать выбор в пользу отправления детей на главный завод Альбиона в качестве рабочих, а не превращения его в школу с сопутствующими огромными убытками. Но остальным придётся вспомнить, что добрые поступки дорогого стоят (в прямом и переносном смысле): образовавшуюся в казне дырку от бублика, да ещё и с минусом приходится восполнять из кармана Героя, а, если и у него дифицит золотых, то всё равно придётся обратиться и к возможности заработка в мини-квестах, и к операциям с недвижимостью, и к путешествиям в поисках несметных богатств.
А путешествие будет очень приятным, потому что графика в Fable III просто чудесная! Игровой мир, действительно, сказочный: принц и вы вместе с ним пройдёте шестнадцать красочных, абсолютно не похожих друг на друга локаций, в каждой из которых видно внимание разработчиков к деталям. Гибкие настройки разрешения экрана, естественно, предусмотренного и для широкоформатных мониторов, и гамма-коррекции позволят в полной мере насладиться прекрасно проработанной картинкой. А в том, что видно на экране впечатляет всё: от прорисовки деревьев, травы и водной глади до шерсти четвероногого друга! И всё это дополняется весьма реалистичной сменой дня и ночи, которую, впрочем, игроки могут регулировать, отправив Героя спать и указав время, к которому нужно проснуться: к утру, когда откроются лавки, или к полудню, или же вообще разрешить ему проваляться в кровати до полуночи.
Анимация и мимика персонажей также выполнены на весьма хорошем уровне. Чего стоят только движения бровками Героя, когда игрок выбирает ему одежду! А, увидев выражение лица принца, когда его засасывает в волшебную книгу, просто невозможно не сползти под стол от смеха.
Единственный, пожалуй, минус во всей этой прекрасности, - присутствующий в игре некий эффект лёгкой размытости, который, впрочем, не лишает эстетического удовольствия, но, возможно, придётся по вкусу не всем игрокам. Особенно заметен, когда пёс в перерыве между путешествиями, от нечего делать, начинает кружиться.
Но напрочь забываешь о такой мелочи, когда дело доходит до экшена. Герою предстоит сражаться, сражаться и ещё раз сражаться с самыми разнообразными противниками. От почти безобидных волков, попадающихся в самом начале пути, когда у принца в наличии только перчатка, позволяющая запустить в противника слабенький магический разряд, пустотелых (скелеты, но совсем не хрупкие и вооружены до зубов), хоббов (можно долго решать: на кого они больше смахивают, на гоблинов или гремлинов, но владеют они оружием весьма неплохо) до оборотней (обладают особенностью чуть ли не со скоростью света наносить несколько последовательных ран когтями и отпрыгивать от удара), песчаных фурий и наёмников (ну, тут уже людские повадки и хитрость в бою, у фурий - ещё и поразительная акробатика) и самого страшного из всех противников (помимо того, что обладает неимоверной силой, ещё и мозг может вынести своими жуткими речами).
Враги всегда "кучкуются", сразиться один на один (имею ввиду серьёзное сражение, без учёта всяких забавных квестов) удастся, пожалуй, всего один раз и то не с врагом: будучи ещё в замке в самом начале игры, когда Уолтер будет обучать Героя владению мечом. Даже в сражении самым главным злодеем вокруг него то и дело будут появляться всё новые и новые приспешники, то же - и в отношении главарей среди хоббов, пустотелых и наёмников. В остальных же случаях против Героя будут выступать несколько противников одного типа.
Но не пугайтесь, победить можно всех, вовремя прокачивая навыки владения магией, оружием ближнего боя или оружием дальнего боя (помните про уже упоминавшуюся возможность открытия соответствующих сундуков на Пути к Власти?). В Fable III магия не привязана к запасу энергии, но магические заклинания доступны не сразу, а по мере продвижения по сюжетной линии, но очень радует то, что скиллы разрешено комбинировать. Многое оружие можно улучшать, выполняя дополнительные задания, например для оружия дальнего боя со смешным названием - Мушкет Мышкетта - доступно улучшение "Наёмник" (даёт дополнительный урон 8), но, чтобы его получить нужно заработать 10000 золотых трудом.
Кроме того, в игре есть возможность обучить пса добивать упавших противников.
Управление в бою проще простого: ЛКМ и ПКМ правят балом, но их назначение отличается при разном виде боевого искусства. Например, в магии нажатие ЛКМ даёт удар по одному противнику, ПКМ - по всем противникам по кругу, а, если кнопочку зажать, то урон будет более мощным, однако Герою потребуется время на концентрацию (с улучшением навыка - всё меньше времени), которого не всегда хватает при множестве противников, бьющих по-очереди. На остальном останавливаться не буду - изучить боевые возможности не составит особого труда, отмечу только очень красивые финты, которые выделывает Герой, если дать ему время на концентрацию. Вкупе с эффектным поворотом камеры это смотрится очень классно!
Не могу не сказать, что меня сильно огорчило отсутствие шкалы здоровья (помните ведь, что на первом месте наглядность?) Теперь о том, что Герою вроде как стало плоховато, и стоит принять эликсир здоровья или что перекусить (смысл тот же, что "червячка заморить"), можно узнать, только когда на экране в левом нижнем углу появится соответствующий значок. Ну, а если вы не досмотрели, и Герой уже вот-вот загнётся, готовьтесь к появлению модного эффекта "красного по краям экрана". Эти заветные флакончики с эликсиром здоровья можно найти в подземных тайниках и сундуках, спрятанных в укромных уголках по всему миру, или же совсем лёгким путём - просто купив в лавке.
В зависимости от поведения Героя, его оружие приобретает уникальные черты в виде разнообразных символов. Впрочем, такие символы появляются и на одежде, и даже на теле Героя (особенно сильно заметны, когда он концентрирует магическую силу для удара). У моего приверженца добра - любителя пользоваться магией и оружием ближнего боя были очень красивые голубые витиеватые узоры.
Отдельного упоминания заслуживает музыкальное сопровождение игры. Сотрудничество бессменного композитора серии Рассела Шоу и Словацкого национального симфонического оркестра дало поистине потрясающий результат! На протяжении всего путешествия по миру туманного Альбиона игроков сопровождают приятные для слуха мелодии, ненавязчивые, но в то же время очень запоминающиеся. Особенно радует, что все они идеально дополняют происходящее и усиливают впечатление от увиденного. Предлагаю вам послушать чудесную воодушевляющую мелодию с говорящим названием, а также очень интересный мотив из упоминавшегося выше квеста с тремя мудрецами.
Кажется, что разработчики уделили внимание каждой мелочи, подарив игрокам полную гамму прекрасных и реалистичных звуков окружающего мира. Всегда есть возможность не спешить к очередной цели, а ненадолго остановить Героя и прислушаться к дивному щебетанию птиц в локации Мельничное поле, весьма реалистичному шуму ветра в пустынных Зыбучих песках или заснеженной Хмарской Долине, даже забавному кваканию лягушек на болотах Горлесья. Впечатляющие выстрелы, удары молотом, рык волков, возгласы свирепых наёмников и прочие тонкости, имеющие место в сражениях, также присутствуют в полной мере. Любой игрок, единожды заглянув в локацию, даже с закрытыми глазами сможет определить, что доносится из колонок: шум большого города Нью-Глушвилль-Сити или же маленькой деревушки Яснодол.
Компания "Логрус", занимавшаяся локализацией Fable III в России, приняла довольно рискованное решение выпустить игру в оригинальной озвучке. Однако все сомнения и, возможно, даже возмущения, по этому поводу улетучиваются, как только начинаешь играть и вслушиваешься в голоса известных актёров Великобритании: Джона Клиза, Бернарда Хилла, Майкла Фассбендера, Бена Кингсли, Стивена Фрая и Саймона Пегга. Тем же, кто не силён в английском, на помощь приходят настраиваемые по желанию русские субтитры, читать которые совсем не обременительно.
Но вот путешествие по стране в поисках союзников подошло к концу. Герой заручился поддержкой населения со всех уголков Альбиона и после длительного сражения с Логаном и очередного морального выбора "казнить нельзя помиловать" стал правителем Альбиона. "Это всё? Нас ждут финальные титры?" - спросите вы. Нет. Никто не ожидал такого сюрприза от Питера Мульньё, но это только первая часть игры. Нас ждёт и вторая, не менее увлекательная. Некоторые называют её "симулятором короля". Что ж, доля правды в этом есть. Герой, действительно, ощутит всё бремя монаршего статуса, но, что самое главное, узнает страшную правду относительно причин такого деспотичного правления брата и того, что ждёт Альбион, если ничего не предпринять. А что именно ждёт - узнаете сами, когда отправитель в мир в Fable III. Я же, дабы не спойлерить, плавно уведу повествование в сторону последнего по очерёдности, но не последнего по интересности, на чём сегодня хочется остановится отдельно, - социальной части игры.
Она также изменилась по сравнению с предыдущими частями, и стала, по моему мнению, намного лучше. Можно, конечно, ненадолго огорчиться из-за отсутствия такой интересной и привычной любителям этой серии возможности, как показ Героем своих завоёванных трофеев прохожим, но нельзя не нарадоваться красивой шкале отношений с любым NPC, которая появляется, стоит только к нему подойти. Перечень взаимодействий стал очень обширным, но, как и всегда в мире Fable, даёт возможность выбрать, каким образом развивать отношения - поговорить, встать в геройскую позу, пригласить на танец, поиграть в ладушки, защекотать или же задразнить, и так далее. Все действия доступны как по отношению к женщинам, так и к мужчинам (хотя это известная фишка серии).
Имеются также и романтические взаимодействия, вроде приглашения на свидание и поцелуя, а предложение руки и сердца - и вовсе в лучших традициях (с кольцом в красивой коробочке, стоя на одном колене). Рейтинг игры М, так что остальные возможности додумываем сами... Как и в реальной жизни, на семью тоже нужно тратить деньги, и можно получить от кого-нибудь, с кем хорошие отношения, подарок (от небольшой суммы в несколько десятков золотых до драгоценных камней, картин и прочих полезных украшательств жилища).
Взаимодействовать можно не только с людьми, но и с четверолапым, который будет рядом с Героем на протяжении всей игры. Почему именно всей? Потому, что Герой его очень любит, а также пёс отчасти заменяет карту - помогает искать те самые подземные тайники и сундуки с сокровищами (бонус в виде красивой стойки пса прилагается), ну, и... его просто нельзя убить. Да, такая особенность этой игры, впрочем, она имеет место и в отношении компаньонов и союзников Героя. Так, например, в "Колесе бед" у Ловкача лидер повстанцев Пейдж тоже будет не убиваема (сразу скажу, что идея поставить Героя в закуток, где его не видно, и ждать, когда Пейдж самостоятельно расправится со всеми противниками, хорошая, но её реализации придётся ждать чуть ли целую вечность, у меня терпения не хватило, Герой сам со всеми расправился).
Подводя итог, можно сказать, что третья часть знаменитой серии игр - достаточно качественная и интересная, чтобы "затянуть" по полной. Естественно, что-то можно улучшить, исправить, но это есть в любой игре, без исключения. Здесь же небольшие недостатки затмевает удивительная атмосфера, не зря ведь "сказкой" называется. То, что игра своеобразным образом поделена на две части, ей только в плюс. Постоянный выбор между "добрым Героем, держащим своё слово" и "жадным тираном" здесь как нельзя уместен и привлекает. Радует и возможность, так называемой, вечной игры, ведь возможность быть правителем огромной страны с концом сюжета не заканчивается.
Fable III, безусловно, стоит затраченного на неё времени. Игре смело можно поставить 9 из 10 баллов и отправляться в очередное увлекательное путешествие по туманному Альбиону!