История куклы Barbie
Появление компании по производству игрушек MATTEL.
«Мамой» Барби - самой знаменитой куклы в истории человечества является Рут Хэндлер (04.11.1916 - 27.04.2002), девочка из семьи польских эмигрантов, окончив школу, вопреки желанию консервативных родителей, поступила в колледж, а в 1938 году вышла замуж за своего школьного друга Эллиота Хэндлера.
В середине сороковых чета Хэндлеров открыла компанию по изготовлению деревянных рам для картин. Эллиот изготавливал образцы, а Рут отвечала за их рекламу и продажу. Как-то Эллиот задумался: зачем выбрасывать остатки древесины, если и на них можно зарабатывать?
Рут предложила из отходов производства делать игрушечную мебель. Она так любила наблюдать, как Барбара играет со своими куклами и выстраивает им из спичечных коробков и кубиков кроватки и столики.
Сказано - сделано. Карликовые шкафчики и кроватки оказались более ходовым товаром, чем рамки. Денег, впрочем было не достаточно. Тогда Хэндлеры решили приобщить с своему семейному бизнесу старого приятеля Харальда Метсона. Чтобы хоть как-то его заинтересовать, они предложили назвать новую компанию MATTEL. Названия состояло из двух сокращенных имен: МАТТ(Mattson) и EL (Elliot).
Кукольная мебель, фурнитура и аксессуары для кукольных игр - и первые большие продажи " Uka-a-doodle", гавайской гитары. Тогда, в 1944 году, имя Рут оставалось в тени. И хотя ее имя в тот момент не включили в название компании, в будущем оно прославится на весь мир. Рут стала одной из самых богатых женщин США., совладелицей крупнейшей в США компании по производству игрушек.
Кукла Лилли (Bild Lilli). Предшественница Барби
Темные пятна в биографии Барби всплывают с самого начала. Оказалось, что прототипом Барби была... проститутка - грудастая европейская кукла по имени Лилли.
Лилли появилась на свет , как героиня комиксов, которые печатала в послевоенной Германии газета Bild Zeitung". Девушка трудилась на любовном фронте и отличалась наглостью, цинизмом и беспринципностью.
Эти "невинные" недостатки не помешали ей приобрести толпы поклонников, которые пристально следили за всеми её приключениями.
В комиксах Лилли была идеалом арийской рассы: фигуристая блондинка с правильными чертами лица. Впервые она появилась на станицах газеты 24 июля 1952 года.
На волне всеобщего интереса художник решил превратить этот образ в куклу, тем самым сохранив его еще более надежно.
Он договорился с кукольником Ральфом Хойзером, из-под рук которого и вышла Лилли - европейский прототип Барби. Лилли являла собой революцию в мире кукол: ее ноги и руки двигались как настоящие, формы тела были женскими. Она появилась на немецком рынке в 1955 году и за один день стала сенсацией!
Кукла Лилли изначально не предназначалась для детей! Она продавалась в табачных лавках и сувенирных магазинах, и была предназначена для взрослой аудитории. Мужчины дарили диковинку своим подругам или покупали для себя: поклонникам комикса из Bild Zeitung было так же приятно иметь дома такую куклу, как нынешним киноманам — фигурку любимого киногероя. Но со временем куклой заинтересовались и старшие
школьницы, и молодые девушки, которые играли с Лилли и обшивали ее.
Как Лилли попала в США
Наблюдая за дочерью Барбарой, Рут заметила, что Барбара с большим интересом играет с бумажными куклами, напоминающими взрослых, нежели с распространенными тогда куклами младенцев и пупсов. Понимая, что на рынке нет предложений кукол со "взрослыми" формами, Рут предложила идею своему мужу Эллиоту. Эллиот Хэндлер воспринял просьбу с изрядной долей юмора, а руководство MATTEL заявило, что это не возможно.
В 1956 году, отдыхая в Швейцарии, Рут Хэндлер заметила в витрине одного из магазинов необычную куклу, которую все называли Лилли: крашеная блондинка с откровенными формами и не менее откровенным гардеробом. Но именно глядя на нее, Рут задумалась над тем, что детям наверняка надоело играть только в "дочки-матери" с пупсами. Рут решила сделать для них куклу, которая могла бы стать для них воплощением мечты о настоящей взрослой жизни. Вернувшись на родину вместе с Лили, она приступила к созданию американского аналога – Барби.
По сведениям ряда источников, Барби вышла на рынок еще до того, как на это было получено официальное разрешение владельцев прав на Лилли. Права были куплены в 1964 году. Причем достаточно дешево: на тот момент с Барби уже играли десятки тысяч детей и успех новинки был очевиден. Дизайн Лилли был изменен очень незначительно, и первая Барби выглядит как ее родная сестра.
Как родилась Барби.
В это время в Голливуде гремело имя секс бомбы Джейн Менсфилд. Барби изначально была ее точной копией - пышногрудая, белокурая, вздернутые брови-ниточки, ярко-красные полные губки. Первые наряды для Барби были заказаны у знаменитых модельеров Живанши и Диора.В 1958 году г-жа Хэндлер официально запатентовала свое изобретение. Кукла не была похоже ни на одну из тех, которые когда либо создавались в Новом Свете. Кукла была названа в честь дочки изобретательницы Барбары - Барби (Barbie). Так родилась кукла Барби.
Рут не зря училась в колледже. Она знала, что, прежде чем продавать товар, необходимо провести социологическое исследование. . Она пригласила 100 мам и 100 девочек разного возраста, чтобы те посмотрели на новинку и высказали свое мнение. Почти все мамы были против: "Барби выглядит слишком натуралистично, поэтому играть с такой куклой вредно для психики детей". Но все девочки в один голос заявили, что хотят себе такую куклу! И Рут решила прислушаться к детям: "Устами младенца глаголет истина", - успокаивала она себя.
И вот в 1959 году, во время нью-йоркской ежегодной ярмарке детских игрушек, компания Mattel впервые показала миру свое новое детскую игрушку - длинноногую куклу с хорошо развитыми формами, макияжем, ярким лаком на ноготках и перламутровыми сережками. На красавице был элегантный купальник (!) в полоску, подчеркивавший грудь, и открытые босоножки на высоких шпильках. Это чудо с должно было олицетворять идеал женской красоты.
Однако уже посчитано, что если бы Барби была реальной женщиной, то она имела бы рост 167 сантиметров, объемом груди 99, талии 46 и бедер 84 сантиметра. Параметры просто фантастические! (реальные размеры - рост 30см)
Новую игрушку предложили в двух версиях: блондинка и брюнетка.
Как Барби завоевала мир
Оптовые покупатели отвернулись от новинки. Они были твердо уверены: американские родители никогда не купят своим малышкам такую куклу. Потерпев поражения на ярмарке, Рут решила раскрутить игрушку при помощи телевидения. И реклама подействовала:
Штаты охватила барбимания. Первая порция грудастых девиц (351 штука) стоимостью по три доллара разошлась мгновенно,
За первые десять лет, благодаря Барби, в карманах супругов осели пятьсот миллионов долларов. В 1993-м Барби принесла в семью миллиард долларов, в 1994 году - уже два миллиарда.
Теперь кукла, которую сорок лет назад не купил ни один оптовик, продается в 150 странах мира по 25-70 долларов за штуку.
В истории Барби не обошлось и без неприятных моментов. В 1993 году в продаже появилась Барби "Teen Talk", произносящая такие фразы, как "Математика - это очень трудно", "У нас будет достаточно одежды?", "Мне нравится шоппинг", "Давайте устроим пицца-вечеринку!". Эта кукла вызвала бурную негативную реакцию со стороны покупателей, так как она формировала образ "глупенькой девушки-пустышки" и преподавала явно не лучший урок жизненных устремлений девочкам, которые с ней играли. "Беременная Барби" также не обрела широкого признания в ряде стран: если раньше претензии к кукле состояли в том, что она "думает только о развлечениях и одежде", то теперь появилось небезосновательное мнение, что кукольные "роды" выглядят как бездушный и механический процесс, и рождение ребенка не вызывает ощущения чуда, как в жизни.
Но трудности не помешали Барби стать звездой мирового масштаба. Фирма Mattel выпускала кукол Барби разных национальностей (Dolls of the World), одетых в народные костюмы, и "учила" игрушку говорить на разных языках.
Кукла постоянно менялась, подстраиваясь под течения времени и моды, что тоже способствовало ее популяризации.
Теперь Барби одевает Рейчел Лондон, которой делает заказы сама Мадонна.
Ежегодно для Барби фирмой Mattel создается как минимум сто новых комплектов одежды.
На Гавайях создан музей Барби.
В Англии, в пригородном поселке под Манчестером, возведена целая улица домиков "а-ля Барби", а популярная молодежная группа "Аква" исполняет песенку Barbie Girls, которая держится в самых модных чартах MTV.
По оценкам специалистов, кукла входит в список двадцати наиболее ходовых товаров в мире. С компанией Mattel считается даже такой монстр, как Disney. Mattel получила эксклюзивное право продавать свои игрушки в Диснейленде и выпускать игрушки, изображающие знаменитых Тома и Джерри.
Вот она, американская мечта в классическом исполнении: начать с деревянных рамок и закончить мировой славой и миллионными счетами в банках мира.
Барби и её семья
Рут решила не ограничиваться одной Барби. У неё есть четыре сестры: Скипер, выпущенная в 1964 году, Стейси (1992), Келли (1995) и Крисси (тоже 1995), и брат по имени Тодд (1966). Родители Барби, Джордж и Маргарет, появились в серии книг о Барби, изданных несколько позже, но не были выпущены в виде кукол.
Вместе с самой Барби, ее семья и окружение насчитывают более 70 членов - это сестры, братья, кузены и кузины, друзья и друзья друзей и столько же домашних животных..
А с недавнего времени у Барби появились дедушка и бабушка - симпатичные пожилые куклы, обе с "настоящими" прошитыми седыми волосами.
Чем больше семья - тем больше денег. Ведь для каждой новой модели предлагаются новый гардеробный набор и новая автомашина, желательна смена мебели в домике и многое другое (все зависит от того, чем живут американки в данный момент). Например, когда Джейн Фонда придумала аэробику и увлечение охватило всю страну, Mattel выпустила кассету с соответствующими упражнениями для Барби.
Барби и Кен
Первым другом для Барби стал статный парень с развитой мускулатурой. Рут выдумала Кена, скорее всего, по велению материнского инстинкта: ей хотелось увекочить еще и имя своего сына Кеннета. Кстати, «крестные родители» кукол недолюбливали своих пластиковых родственников. Разведенная мать двоих детей Барбара Хэндлер Сигал сказала в интервью «Лос-Анджелес Таймс»: «Мне надоело быть куклой Барби».
С появлением Кена связан забавный случай. Креативные директора Mattel задались вопросом: "Должен ли он ниже пояса отличаться от Барби?" все прекрасно понимали, что консервативные мамы не одобряют даже лишенную сосков грудь Барби. Можно себе представить, какой случится скандал, если их дочери начнут играть с мужиком, у которого пусть и сантиметровое, но все же достоинство!
После долгих дебатов было решено надеть на Кена перманентные шортики с естественными выпуклостями где надо. Но в результате какой-то накладки на фабрике-производителе Кен появился на свет кастрированным. Впрочем, как оказалось, девочкам все равно. Для них куда важнее, в каком кабриолете Кен будит возить свою герл-френд.
Их помолвка длилась много лет, но недавно закончилась разрывом: в 2004 году производители куклы - корпорация Mattel - объявили о том, что Барби вернула Кену кольцо.
Представитель компании пояснил, что Барби и Кен решили "какое-то время провести отдельно друг от друга". В компании намекали, что Кен вовсе и не собирался жениться. А вот Барби только и мечтала о том, как выскочить замуж: свадебное платье вошло еще в самый первый комплект нарядов для куклы.
Роскошные свадебные платья - один из самых популярных и продаваемых нарядов для Барби. Уже к началу 90-х годов XX века было продано более 5 миллионов свадебных туалетов для куклы. Да... Какая юнная особа не мечтает иметь такие же. Кстати,Барби "подрастала" и до размеров ребенка - 90 см. Ее одежду могла носить не только кукла, но и ее маленькая хозяйка.
Впрочем, специалисты по маркетингу нашли более прозаические объяснения распада кукольного союза: Кен просто очень плохо продавался.
С появлением Кена связан забавный случай. Креативные директора Mattel задались вопросом: "Должен ли он ниже пояса отличаться от Барби?" Все прекрасно понимали, что консервативные мамы не одобряют даже лишенную сосков грудь Барби.
Можно себе представить, какой случится скандал, если их дочери начнут играть с мужиком, у которого пусть и сантиметровое, но все же достоинство! После долгих дебатов было решено надеть на Кена перманентные шортики с естественными выпуклостями. Но в результате какой-то накладки на фабрике-производителе Кен появился на свет кастрированным. Впрочем, как оказалось, девочкам все равно.
Для них куда важнее, в каком кабриолете Кен будет возить свою герл-френд Барби.
Вскоре рядом с Барби был замечен пластмассовый австралийский серфингист Блейн. Однако ему тоже не удалось стать её постоянным спутником. При всей её красоте и сексуальности Барби остается поразительно одинокой.
У неё нет лучшей подруги. В кукольной мифологии отсутствуют сведения о родителях Барби. Зато у нее полным-полно сестер, братьев, друзей и приятельниц - разных национальностей и даже с разными физическими возможностями (в окружении Барби есть кукла-инвалид). Всё это не иначе как дань политкорректности. Но кто из этих персонажей по-настоящему близок сказочному миру Барби?
Барби и её карьера.
В отличие от любовных отношений, карьера Барби складывается гораздо благополучней. За свои первые 50 лет существования она сменила более 100 рабочих мест. После своего дебюта в должности модели она отправилась покорять другие профессии — космонавта, олимпийского спортсмена (как гимнастка и пловчиха), баллотировалась на пост президента (четыре раза, всегда в качестве независимых претендентов). Барби была рок-звездой, врачом и палеонтологом, пожарным, и артистом цирка, Барби-палеонтолог, Барби-стюардесса, Барби-ответственный руководитель, Барби-продавщица кока-колы и т.д. и т.п.. Также она была пастушкой, автогонщиком и победителем American Idol. Кажется, нет ничего, чем не смогла бы заниматься Барби. Во многом Барби следовала за модой, а в чём-то даже опережала её.
В 50-60-х годах тема "женщина и работа" была самой обсуждаемой. Представители слабой половины человечества оставили домашние хозяйства и устремились к карьерным вершинам. Тогда же, в 1960-м году, появилась Busy girl Barbie (деловая девушка Барби), одетая в твидовый костюм и строгую шапочку. Так в то время выглядели американские девушки на низшей ступени карьерной лестницы - машинистки, переписчицы, учительницы.
С тех пор корпорация Mattel регулярно выпускала "Бизнес-Барби". Чем больше шумихи было вокруг женсокго трудового движения, тем больше и разнообразнее становились ряды деловых кукол. Горалик считает, что эти карьерные рывки Барби никак не связаны с детскими потребностями. "Деловую активность" кукол определяли родители, педагоги, пресса, которые все гда относились к Барби более чем требовательно. И она просто вынуждена соответствовать запросам времени.
В 80-х годах идеи феминизма победили окончательно. Появилась Барби-полицейский и милитари-Барби. И даже Барби - президент США. Корпорация Mattel заключила контракт с крупнейшей организацией для девочек в США - Girls Club of America - и подключилась к компании по профессиональному ориентированию девочек. Барби в срочном порядке пришлось освоить еще несколько профессий, чтобы у подрастающего поколения появились четкие установки на личный карьерный рост. Вот только получится ли у девочек так же легко менять профессии?
Итак, вырисовалась весьма противоречивая картинка.
С одной стороны, Барби красива, успешна, трудолюбива и добра. С другой - уж больно легко ей всё в жизни дается. Она не страдает, не ошибается, не болеет. Живет в роскоши, меняет мужчин и не знает забот о хлебе насущном. Да еще и совершенно сознательно пытается влиять на жизненные установки подрастающего поколения. Какими же будут девочки, которые увлекаются этой куколкой?
Игровые и коллекционные издания
Изначально кукла Barbie выпущена в качестве детской игрушки. На данный момент релизы делятся на игровые (play-line) и коллекционные (collectables). Разделение на коллекционные и игровые издания произошло сравнительно недавно - в 1989 году с момента выхода на рынок серий "Dolls of the world" и "Happy Holidays".
В течении 15 лет коллекционных кукол Барби делили на:
Limited Edition – тираж не более 35 000 экземпляров, куклы не поступает в свободную продажу. Реализовываются чаще всего в дисплейных коробках в комплекте с сертификатом аутентичности.
Special Edition - тираж не более 35 000 экземпляров, куклы являются специальными выпусками в той или иной серии. Сертификат аутентичности прилагается.
Collector Edition - тираж не более 35 000 экземпляров, куклы предназначены для коллекционирования.
В 2004-2006 годах произошло окончательное становление линии Barbieсollector с последующей классификацией:
Platinum Label – тираж кукол не более 1000 экземпляров.
Gold Label – тираж кукол не более 25 000 экземпляров.
Silver Label – тираж кукол не более 50 000 экземпляров.
Pink Label – коллекционные куклы без ограничения тиража в свободной продаже.
Black Label – коллекционные куклы, объединенные тематикой поп-культуры. Выпускаются без ограничения тиража и поступают в свободную продажу.
Также к классификации можно отнести следующие понятия:
ООАК (One Of A Kind) – куклы, созданные в единственном экземпляре дизайнерами компании Mattel. Чаще всего приурочены к аукционам, благотворительным продажам и т.д.
Exclusive – play-line или collectable (c соответсвующим лейблом) куклы, выпущенные специально для ритейлера (в том числе официального Barbie Fun Club) или конвенции. Это может быть видоизмененная кукла, издание с расширенным количеством аксессуаров или совершенно новый релиз.
Коллекционеры кукол
Беттина Дорфманн из Дюссельдорфа, Германия, попадет в книгу рекордов Гиннесса-2013 со своей фантастической коллекцией кукол Барби, которая насчитывает 15 000 единиц хранения. Беттина начала коллекционировать Барби в 1993 году и даже не планирует прекращать пополнение коллекции.
С 1959 года, первого года жизни Барби, было выпущено более 1 миллиарда кукол, и в мире насчитывается более 100 000 страстных коллекционеров, которые неустанно охотятся за редчайшими экземплярами. Но никто из них не предан Барби так же, как Беттина Дорфманн: за последние 19 лет она собрала впечатляющую коллекцию из 15 000 кукол, среди которых и винтажные Барби 1960-х, и новейшие релизы от Mattel. 52-летний коллекционер говорит, что ее любовь к Барби уходит корнями в детство. «Это отличная детская кукла. Ее волосы можно мыть, ее можно переодевать, покупать новые наряды,» — рассказывала Беттина корреспондентам BBC в 2009 году, когда ее коллекция ограничивалась «всего» 6000 куклами.
Нетрудно представить, насколько сложно разместить у себя дома 15 000 кукол (даже таких небольших, как Барби). Беттина признает, что ей даже пришлось пожертвовать своим офисом на втором этаже дома и превратить его в мини-музей, выставив там 1500 кукол. Остальные куклы «распределены» по другим комнатам, часть хранится в подвале, а часть путешествует по миру, появляясь на самых разных кукольных выставках.
Также одним из коллекционеров является 41-летний Стенли Колорайт, из Флориды тратит 30 000 долларов в год на пополнение своей коллекции кукол Барби, которая уже насчитывает около 3000 экземпляров. "Мужчина" собрал 2000 Барби и 1000 Кенов, некоторые из которых достаточно ценные и стоят до 1000 долларов за штуку. Спальня и еще четыре комнаты, включая ванную комнату, превратились в музей. У Колорайта есть 3000 нарядов для кукол Барби. Кроме того, его коллекция включает в себя самолеты, мотоциклы и лимузины выпущенные для куклы Барби. Первую Барби Колорайт купил в 1997 году. Теперь он покупает около 20 кукол в месяц.
А какое у Вас мнение о разновидной кукле Барби ?