Deus Ex: Human Revolution - небезызвестная стелс-экшен РПГ, ака "Киберпанк 2027", вышла девять лет назад, но и сегодня очень неплохо играется.
Незадолго до этого я проходила серию
Dishonored, а после - начала
Cyberpunk 2077, поэтому сравнения напрашиваются сами собой. С новинкой от CD Project RED
Deus Ex объединяет жанр, сама тема модифицирования человеческого тела, а с
Dishonored - геймплей. Так же как и в
Dishonored, в
Deus Ex: HR можно самим выбрать свой стиль игры - скрытный или агрессивный, с минимальным количеством убийств или же с месиловом-крошевом, а для более успешного прохождения и там и там можно и нужно комбинировать обычные способы устранения врагов со специальными умениями/"суперспособностями". Правда, истории появления этих способностей у героев отличаются, но это уже относится к особенностям сеттингов.
Сеттинг. Из мрачной викторианской эпохи Дизонорда с его ведьмами и оккультизмом нас переносят в будущее (не очень, кстати, далёкое), в котором всевозможные импланты вставляют уже практически куда угодно. Наш персонаж - Адам Дженсен - по ходу игры может приобрести модификации глаз (позволяющие, например, видеть сквозь стены), или вставить имплант в череп (чтобы точно оценить характер собеседника и найти к нему правильный подход), улучшить руки (чтобы пробивать стены), или ноги (чтобы двигаться бесшумно), или имплантировать себе одну из последних разработок - "пушку" "Тайфун" - и стать ходячей турелью... Вариантов много.
Несмотря на такое обилие всевозможных модификаций, в
Deus Ex: Human Revolution они ещё не стали безоговорочной нормой и неотъемлемой частью жизни. В игре есть даже движение "За чистоту" и так называемый "Фронт человечества", которые противостоят уже привычным для киберпанковского сеттинга корпорациям и выступают против модификаций, якобы представляющих угрозу для всех.
Мне понравилось, что разработчики выбрали для своей игры именно такой период будущего, когда "ящик Пандоры" с новейшими биотехнологиями уже открыли, а что делать с этим всем дальше и к чему оно приведёт, ещё не разобрались, и вообще, не лучше ли запихнуть всё, что оттуда повылезало, обратно и убрать от греха подальше, пока ещё не поздно. Или уже поздно?
В играх часто поднимаются актуальные или просто интересные проблемы, но мне показалось, что в
Deus Ex: Human Revolution разработчики не просто
затронули один из таких вопросов, но и постарались осветить его с разных сторон, показали как плюсы всевозможных модификаций, так и минусы; постарались прикинуть, какие негативные последствия может повлечь за собой распространение аугментирования. Ну и подкинули парочку допущений для пущей остроты.
Что если импланты будут отторгаться у 99% носителей, а для предотвращения этого процесса надо регулярно принимать дорогой и вызывающий наркотическую зависимость препарат (нейропозин)?
Что если тайное общество, эдакая масонская ложа, действительно существует (иллюминаты)? Насколько можно быть уверенным в том, что они не будут злоупотреблять своей властью? Особенно, когда появится новая версия биочипов, позволяющая дистанционно отключать все аугментации. Новые возможности - новые уязвимости - новое оружие массового поражения.
Будут ли аугментированные люди востребованнее, чем неаугментированные? Речь идёт и о простых рабочих, и о... кхм... сфере сексуальных услуг. Станет ли это поводом для новой дискриминации?
Учитывая, что новые технологии - это всегда дорого, и позволить их могут не все, сделают ли аугментации пропасть между богатыми и бедными ещё глубже, чем раньше?
И ещё килограммы других этических и религиозных вопросов.
Несмотря на то, что некоторые условия могут показаться чуток надуманными, задачка у разработчиков получилась довольно интересной, а что касается правильного решения, то в кои-то веки я не могу его найти. Посмотрела в игре четыре концовки (думаю, что это все) и... не остановилась ни на одной из них. Я правда не знаю, какую выбрать. Пока склоняюсь к первой, но... Но давайте я не буду забегать вперёд.
Итак, ближе к финалу игру Хью Дэрроу - создатель имплантов и отец современной кибернетики - запускает сигнал, который сводит с ума всех обладателей биочипов последней версии, заставляя их буквально бросаться на окружающих в режиме "рви, круши, убивай". Этим он хотел показать, насколько опасными могут быть современные технологии, если попадут не в те руки, как легко ими злоупотребить и к катастрофе какого масштаба они могут привести. Его акция - своеобразный призыв: "Человечество! Откажись от модификаций!" Он, как Франкенштейн, который вдруг понял, что создал чудовище, и решил исправить свою ошибку любой ценой, пока она не привела к худшим последствиям.
Зависть тоже сыграла здесь свою роль: по иронии судьбы создатель имплантов - один из немногих, чьё тело (ДНК) несовместимо с имплантами. Но я думаю, что зависть всё-таки не была основной причиной для саботажа. Кому завидовать? Людям, которые по щелчку пальцев могут стать марионетками в руках иллюминатов? Может, она и подогревала его желание уничтожить труд всей жизни, но я верю в его... кхм... благие намерения. Хоть и осуждаю сам поступок, конечно.
После того, как мы разберёмся с последствиями катастрофы и отключим сигнал, надо решить, как объяснить людям случившееся и кого будем во всём обвинять.
Концовка 1. Можно рассказать всем правду о том,
что за биочипы сейчас внедряются и как иллюминаты собираются "править миром" с их помощью. Эта правда заставит человечество опасаться модификаций и, скорее всего, запретить их. Исследование технологий улучшения человечества будет прекращено.
Вообще, я сторонник развития, поэтому эта концовка меня не очень вдохновляет. Импланты улучшают качество жизни людей с ограниченными возможностями, а иногда могут спасти от смерти. Имхо, человечество нацелено на выживание, поэтому я не верю, что оно так легко откажется от технологий, способствующих продлению жизни. Кроме того, мне кажется, прогресс зашёл уже слишком далеко, чтобы его можно было просто взять и остановить. Пути назад уже нет. Если введут официальный запрет на медицинскую кибернетику, появятся подпольные клиники и лаборатории и продолжат свои исследования. К сожалению, это может привести к большему числу жертв: без качественной аппаратуры шанс неудачи при имплантации, скорее всего, возрастёт. Ну и, возможно, больше людей будут пропадать без вести. Нужда в человеческом материале для опытов никуда не денется, ну а способы добыть его... Такое уже случалось, а что будет в случае официального запрета, об этом и думать не хочется.
А ещё непонятно, как такое решение отразится на судьбе уже аугментированных. Заставят ли их "снять" импланты? Или заблокируют им биочипы? Или оставят их в покое? А если оставят в покое, будет ли нейропозин так же доступен, как раньше? Будут ли им сочувствовать как жертвам корпоратов, или будут бояться и ненавидеть их?
Картинка вырисовывается не самая радужная, но в целом я могу её принять. Человечество должно знать правду, какой бы она ни была. И решить, что с этой правдой делать. Говорите, исследования будут прекращены? Но навсегда ли? Возможно ли, что через поколение или несколько люди снова к ним вернутся и на этот раз постараются не повторять ошибок прошлого? А может, найдут новые способы продлевать жизнь и восстанавливать повреждённые конечности, уже без громоздких железяк и уязвимых к хакерским атакам биочипов? Стволовые клетки, выращенные в пробирке органы, сплошная органика... Вай нот?
Концовка 2. Можно обвинить в сбое работы биочипов "Фронт человечества". Дескать, это противники имплантов хотели так дискредитировать модификации в глазах общественности. Ай-яй-яй, какие подлые злодеи! Ещё и нас смели обвинять в бездушности! Таким образом, именно "Фронт человечества" станет козлом отпущения, а корпорации смогут спокойно продолжать свои эксперименты, им будет дан карт-бланш.
С одной стороны, идея полной свободы исследований может показаться привлекательной: очередная Эпоха Возрождения, доступные технологии, здоровая конкуренция... до тех пор, пока она не перестанет быть такой уж здоровой и не перерастёт в корпоративные войны. Мне кажется,
Cyberpunk 2077 может дать примерное представление о том, каким будет мир
Deus Ex лет через 50, если выбрать эту концовку: эдакая олигархия, технократия, где реальная власть принадлежит корпорациям, а все остальные, в том числе главы правительства, всего лишь пешки или, хуже того, материал для исследования.
Концовка 3. Можно объявить, что причиной катастрофы была большая партия некачественного нейропозина, и обвинить корпорации в халатности. Это, по идее, подорвёт к ним доверие, и народ потребует, чтобы всё, что те творят, строго контролировалось, а на исследования человека были введены ограничения.
Если закрыть глаза на то, что это очередная ложь, концовка может показаться привлекательной и в чём-то близкой к ситуации в реале (тот же мораторий на клонирование человека). В игре всё осложняется наличием этих ваших иллюминатов. А я не сомневаюсь, что именно они возьмут под контроль процесс и результаты исследования. Личности это малоприятные, та же Чжао Юньжу - обычная психопатка с манией величия, поэтому давать им в руки "пультик" от всех биочипов, нынешних и будущих, совсем не хочется.
Концовка 4. Можно психануть и затопить всю Панхею, не давая человечеству никаких ответов на вопрос "Что это было?". Пусть у людей будет шанс самим решить, как поступить со всей этой кибернетикой, хватит уже манипуляций.
Плюс концовки в том, что вместе с Панхеей будет затоплен очень подозрительный суперкомпьютер "Хирон", а минус для меня в том, что вместе с Панхеей затонут и все находящиеся там люди. Мой Адам был пацифистом и по ходу игры никого не убивал (кроме боссов и ещё одного случайно подвернувшегося чувака*). Поэтому вот так взять и похоронить всех одним махом? В том числе находящихся на станции ни в чём неповинных рабочих?
*Мирных путей устранения боссов я тупо не нашла, а с чувачком глупо вышло: пробила стену, а он с другой стороны к ней вплотную стоял - вот и прилетело бедняге. Перезагружаться лениво стало.
И, кстати, давайте прикинем, кого общественность скорее всего захочет распнуть, на кого решит свалить вину, если ничего не будет знать о предпосылках случившегося? Мне кажется, под удар в первую очередь попадут "свихнувшиеся" носители чипов, а во вторую - корпорации. То есть получится аналог первой концовки + ненужные жертвы + почти гарантированное плохое отношение к носителям аугов. Да ну, в чём смысл?
Вообще, было довольно интересно посидеть и поразмышлять над концовками, и в целом история получилась, на мой взгляд, хороша. Была даже мысль номинировать Деус на Лучший сюжет года, но... Я не знаю, как правильно объяснить это чувство, но мне показалось, что сюжет слегка пробуксовывает. Интересные открытия, скандалы, интриги, расследования выдавались строго порционно, после долгих часов несколько занудного, имхо, геймплея, поэтому история не держала меня в напряжении. "О, что-то прикольное!" - ползаем, ползаем, ползаем - "О, опять что-то классное!", - ползаем, ползаем, ползаем... И так далее. В
Dishonored сюжет мне приглянулся меньше, но зато это самое "ползание" было интереснее за счёт хорошего дизайна локаций. А локации в Деусе... Ну... Были атмосферные Детройт и Хэнша, - они очень даже неплохи, - парочка оригинальных чисто визуально этажей и комнат (типа кабинета Чжао Юньжу или места, где мы сражаемся с Намиром), но в основном я вспоминаю длинные однообразные коридоры, кабинеты с компьютерами, требующих взлома, вентиляционные шахты, ведущие в другие такие же кабинеты, а из кабинета в другие коридоры, как две капли воды похожие на предыдущие.
Справедливости ради стоит сказать, что файлы на компах и разбросанные тут и там книги несколько утешали меня в моём безрадостном ползании, правда, информация в них работала больше на сеттинг, чем на сюжет. Плюс, моих знаний не всегда хватало, чтобы понять всё написанное: не знаю, насколько достоверна встречающаяся в научных книгах информация, хотя создать иллюзию реальности альтернативного будущего у разрабов, имхо, получилось.
После Киберпанка 2077 начинаешь ценить здешнюю цветовую гамму интерфейса
Дурацкий мячик. Сколько раз я его закинуть пыталась
Противники в Деусе показались мне гораздо более чуткими, чем противники в Дизонорде. У некоторых, кажется, были глазные импланты на затылке. Поэтому перезагружалась чаще, чем хотелось бы. Это тоже не добавило динамики повествованию. Но возможно, я просто неправильно играла в Деус, и не надо было так зацикливаться на стелсе, раз нет скилла*.
*В том числе из-за этого я решила забить (ну почти) на стелс в Cyberpunk 2077. Вдруг полюбила оружие ближнего боя, стрельбу из пистолета почти в упор в голову и даже гранаты. Live fast, die young - наш новый лозунг. Не время осторожничать. Но стелс тоже пробую время от времени. Противники не такие чуткие, как в Деусе, но к сожалению, иногда приходится подолгу искать точку, с которой можно осуществить захват. Стоишь, топчешься, вроде, за самой спиной у жертвы, а опция всё не вылезает.
Зато когда всё-таки удаётся незаметно подкрасться и вырубить противника - это очень приятно, анимации оглушения такие классные! Смотреть, как Адам укладывает очередного бедолагу, - сплошное удовольствие.
"Гоп-стоп, мы подошли из-за угла..."
Нежно и почти эротично
И сразу двоих
Китайская мафия
Банды здесь тоже есть, киберпанковская стилистика выдержана
Кухня - самое зачётное место в квартире. Судя по содержимому полок, Адам питается исключительно пивом и "звёздочками "Космостарс"
Да-да, Адам, на фоне хлопьев Crunchy Pirate ты смотришься особенно брутально) Просто кадр из рекламы "Имидж - ничто, голод - всё!"
"Элайза, кто это у нас там такой "остроумный"?
Ой-ой, кажется, кому-то пора закругляться. До новых встреч, друзья.