Не могу сказать, что Pathfinder подарил мне какие-то суперяркие эмоции: слёз, страха, невероятных переживаний, дикого ржача – ничего такого не было. Зато был комфорт. Это как с любимой одеждой: в ней тепло, уютно и по-домашнему, и носить хочется только её, не снимая.
Мне понравился мир игры, его лор, боевая система, персонажи, диалоги, необходимость развивать своё королевство... Даже встречающиеся по ходу игры шаблоны и банальности больше умиляли, чем раздражали.
А текстовые квесты с вариантами и проверками навыков мне вообще никогда не надоедают
Ноги у Pathfinder'a растут из D&D редакции 3.5, что уже можно считать громкой заявкой на попадание в мой личный топ. Мало где ещё боёвка и развитие персонажей доставляют мне столько удовольствия. В очередной раз убедилась в этом, играя в DLC “Тайны украденных земель”. В этом дополнении мы с нуля создаём партию из шести приключенцев и отправляем их гулять по пятидесятиуровневому подземелью. Здесь нет сюжета, диалогов, моральных выборов. Только лут, враги и прокачка. Казалось бы, что здесь может увлечь?! Ан нет, из раза в раз готова посылать ребят
на верную смерть в этот кажущийся бесконечным данж, пробовать разные классы, разные заклинания, разные составы партии... Причем, не разбираясь во всех тонкостях системы, скорее, интуитивно, просто на ощупь.
Картинка из серии "РПГ - это просто"
Правда, когда в энный раз лепишь шестёрку героев для очередного забега, особенно остро ощущаешь нехватку портретов. Повторяться не хочется, хочется, чтобы не только сами персонажи, но и их рожицы были уникальны. Увы, портретов мало, и они охватывают далеко не все сочетания рас, классов и полов. Винить в этом разработчиков, наверно, не стоит. Как я поняла, у них и так были большие сложности в согласовании портретов с правообладателями лицензии Pathfinder. Те как-то слишком уж щепитильно подошли к вопросу каноничности изображений, и многие варианты разработчикам игры пришлось просто убрать. Но, спасибо интернету, при желании можно найти уйму подходящих картинок и скачать их хоть поштучно, хоть сразу целой пачкой. Для dungeon crawler'а в DLC я с этим заморачиваться не стала, но для первого прохождения основного сюжета постаралась всё-таки выбрать что-то максимально соответствующее моему представлению о будущей героине. Получилось что-то эдакое:
Эльфайн – друидка полуэльф, истинно нейтральная.
Королева – друид! Это, наверно, странно, но почему бы и нет. Собственно, “почему бы и нет” – единственное, чем она руководствовалась, когда принимала предложение Джаманди Алдори побороться за титул баронессы. Долго не могла придумать причину, по которой друидке захотелось бы стать баронессой, но в итоге решила, что особых причин может и не быть. Просто так сложились обстоятельства. “Проходила мимо, дай, думаю, попробую”. Это, скорее, подход хаотика, но и нейтралу, коей была моя Эльфайн, такое отношение к проблеме не совсем чуждо. Ведь нейтралы именно тем и прекрасны, что могут выбирать не только “средненькое”, но и сочетать в себе законопослушное и хаотичное, доброе и злое; то есть сохранять равновесие, балансируя между двумя крайностями.
Порадовалась, что вкладывала ей очки во "Внимание". Один из полезнейших навыков, по-моему.
Мне вообще понравилось играть нейтралом, очень “моё” мировоззрение. И конечно, очень понравилось, что мировоззрение в принципе играет важную роль в игре. Оно может меняться в зависимости от принятых решений, от него зависят некоторые заклинания, способности, возможность использовать ряд артефактов... Есть особые реплики в диалогах, доступные персонажам только с определённым мировоззрением. От этого может многое зависеть. Например, нейтральное мировоззрение Эльфайн позволило ей стать мастером компромиссов. Когда оказываешься вовлечён в конфликт двух сторон, и обе тебе по-своему приятны, можно не выбирать за кого воевать. Это очень круто! В моём исходе Алдори и Суртова сели за стол переговоров. Обошлось без гражданской войны. И в первой главе не нужно выбирать между клопами и кобольдами. Можно спокойно расхаживать по территориям обоих народцев, выполнять квесты и тех и других, а в конце помирить их.
Друид может по желанию превращаться в огромного элементаля. Бесполезно, но глаз радует.
У моего второго персонажа – законопослушного добряка – так не получилось. Прежде чем открыть кобольдам глаза на подставу Тартука, пришлось изрядно проредить клоповник. Клопиков жалко. Был ещё вариант выступить против кобольдов, но в любом случае добрый персонаж обречен устроить минигеноцид либо тех, либо других. Есть подозрение, что и в более глобальном противостоянии Рестова и Суртова сохранить нейтралитет не удастся. Если так, буду, наверно, за Джаманди.
Зато, будучи добряком, в той же первой главе у меня получилось уговорить Крессель – сводную сестру Светланы – начать новую жизнь. Это и в принципе приятно, а главное – насколько же легче оказался бой с Рогачом! Крессель и её ребята пришли на выручку, и крепость мы зачистили быстро и почти безболезненно. А вот в первом, нейтральном, прохождении Крессель пришлось убить и потом долго пыхтеть на разбойничьей территории.
Убили дракона. Догорает потихоньку
Законопослушность как мировоззрение в своих проявлениях мне понравилась гораздо меньше, чем хаотичность. Но как минимум один подвиг законопуслышный персонаж всё-таки может совершить. Будучи lawfull, в третьей главе можно уговорить Кестена Гаресса отказаться от геройского, но самоубийственного похода в Утробу Ламашту. Это один из тех квестов, где мы по сути выбираем, кому из наших приближенных жить, а кому умереть. Если сначала вернемся в столицу, успеем спасти Джода, но потеряем Кестена. А если пойдём с Кестеном, то в столице погибнет Джод. И только законопослушный герой может воззвать к чувству долга Гаресса, весьма убедительно крикнув “А ну-ка марш домой!”. Ну или что-то типа того)
Древние пурпурные черви. Их призыв - одно из любимых заклинаний на высоких уровнях. А ещё, конечно, все заклинания школы трансмутации. Энимоуси Трависи!
Можно насобирать ещё много примеров, где перед персонажем открываются разные возможности в зависимотсти от его мировоззрения. Этот момент так хорошо реализован, что о минусах системы, в который все персонажи делятся на добрых и злых, законопослушных и хаотичных с нейтральной прослоечкой посередине, говорить не хочется. Но придётся.
Типичный хаотично злой персонаж
На маяковский вопрос “что такое хорошо и что такое плохо?” каждый отвечает по-своему. Поэтому элайнментосрачи в среде любителей рпг – не редкость. Вот и у меня не раз вызывали недоумение предписанные разработчиками характеры некоторых реплик или персонажей. Почему Нок-Нок, например, хаотчно злой? Хаотик ивелами обычно делают кровожадных маньяков-убийц, упивающихся страданиями и болью других. А мечтающий стать Великим Героем гоблин-недотёпа, на мой взгляд, не особо подходит под это описание. Хаотичный – да, но злой... Ну допостим, под злом разработчики понимают здесь эгоизм, самые крайние его проявления, когда ради своего блага готов не задумываясь пройтись по головам других. Тогда и Нок-Нок, и Джейтал, и Регонгар – действительно злые персонажи. Регонгар, правда, с исключением в виде Октавии, (недаром он зовёт её “своей совестью”), но это особый случай. Но если злом здесь зовётся эгоизм, тогда с какого, простите, перепугу Сияющий король хаотично
нейтральный? Сколько королевств, людей, судеб он погубил просто потому что ему, видите ли, так захотелось, потому что было скучно?
Если не ошибаюсь, все феи в игре по умолчанию хаотично нейтральные (также как и все животные – просто нейтральные). Но насколько же такой подход... небрежен, что ли? Получается, что Джейтал, убившая двоих (или троих?) эльфов – злой персонаж, а Сияющий король, чьи жертвы исчисляются тысячами, – нейтральный? Причём, оба руководствовались исключительно своими хотелками. Я понимаю, почему животные – нейтралы. Даже если у них все лапы по локоть в крови. Потому что у них инстинкты, а не нормы морали. Но феи всё-таки разумны, они могут отдавать отчёт своим поступкам. Пусть некоторые из них не всегда понимают ценность человеческой жизни, так как привыкли к бессмертному существованию, всё равно к людям феи гораздо ближе, чем к животным. Имхо.
Феи раскрасили лошадь в Paint'е. Чувство юмора у них специфическое.
В целом, этот недостаток я бы отнесла к разряду вкусовщины. Мировоззрению в игре разработчики уделили дейстительно огромное внимание, за что им респект и уважуха, а если где-то они сделали это не совсем так, как мне бы того хотелось, это исключительно мои половые трудности; и говорить о них больше, чем уже сказано, наверно, не стоит.
Отмечу лучше два других момента, которые, при всей моей любви к Кингмейкеру, сложно назвать хорошо проработанными. Дизайн и наполнение локаций – это раз, бесконечные паки Дикой охоты в последних главах – это два.
Раз. Мне понравилось путешествовать по карте мира, тем более что локаций по ней разбросано довольно много, но – йуху и привет первой части Балдурс Гейтов! – эти локации все однотипные. Ну почти все. Тропинка к пещере, где сидит монстр, рядом с ним труп, с которого можно снять не самый бесполезный лут... Копирать-вставить. Маленькая крипта с андедом в конце, в одном из боковых отсеков не самый бесполезный лут. Копировать-вставить.
Когда локация перегружена помещениями, энписЯми, и на каждом квадратном метре персонажу дают по новому заданию – это не есть хорошо. Но когда локация – это всего одна мантикора да охраняемое ею колечко... Ну тоже не айс.
Два. Мне понравились враги в игре. И своими особенностями, и дизайном. Гигантские слизни, цветастые лягушки, серподревни, линнормы, ядовитые гидры, мантикоры, мандрагоры-переростки, пушистые мамонты и совухи... Но почему-то всё это разнообразие в последних двух главах свелось чуть ли не к бесконечныи свормам Дикой охоты. Которые сами по себе тоже весьма неплохие и интересные противники, но не в таких же количествах!
Гигантская мандрагора
А этот противник называется "великий кошмарный зомби-циклоп". Наверно, младший брат бессмертной волшебной русалочьей принцессы-ниндзя
Если не считать этих двух пунктов, никаких других серьёзных претензий к игре у меня нет; всё так понравилось, что захотелось сразу же перепройти. Или хотя бы начать перепроходить.
Мне очень понравились иллюстрации в “книжных” квестах, но... Но в первый раз играла я девушкой друидом, а на всех картинках главный герой – это небритый мужик со щитом. Любопытно, конечно, узнать, каким должен быть ГГ в каноне разработчиков, но лучше бы они представли своё видение персонажа не в самой игре, а где-нибудь ещё. Ну а чтоб во второе прохождение не было такого диссонанса, в качестве нового героя выбрала себе стандартного воина, точь в точь как на картинках.
Хедвиг начинал как обычный воин, но на 7-ом уровне взяла ему престиж-класс "Несгибаемый защитник". Танков много не бывает.
Пытаюсь крутить роман с Валери. Стиснув зубы, на морально-волевых. У меня вообще с законопослушными персонажами как-то не очень клеится в этой игре, а уж Валери... А Валери – танк. И это я сейчас не про её функцию в бою, а про душевную организацию. Характер у тётки очень тяжёлый. Шрам на лице, полученный в результате личного квеста, только усугубил ситуацию. Сначала она бесилась, что все видят в ней только красивую мордашку, но стоило кое-кому эту красоту подпортить, как Валери совсем съехала с катушек: на сопартийцев огрызается, на людей бросается... Я, наверно, какой-то очень бесчувственный человек, но нянчиться с ней совсем не хотелось. После первого серьёзного инцидента сказала что-то типа “Давай-ка ты уже возмешь себя в руки и постараешься справиться со своими тараканами”. Личный квест провалился. Решила всё-таки переиграть (“нежнее, Виктор, ещё нежнее”(с)), хотя перед этим долго думала, нужен ли мне такой геморрой.
Тем не менее в пати она – незаменимый боец. Остальные персонажи, особенно на первых уровнях, дохнут очень быстро. Кроме того, после завершения личного квеста характер девушки меняется в лучшую сторону. Так что мучения того стоят.
Ещё один законопослушный персонаж и тоже вообще не “мой” – Экандейо. Безумно напоминает мне Валигара Кортала из BG2. Тоже угрюмый, тоже темнокожий, тоже рейнджер, тоже идёт с тегами #месть, #семья. Как персонаж скучноват, но личный квест, на мой взгляд, со сложной, а потому и интересной дилеммой, и из лука стреляет он просто отменно.
А ещё Экан не любит монстров. Вообще всех. Даже совухов. Коврик из совуха - совершенно печальное зрелище
Хаотичные сопартийцы мне понравились гораздо больше. Во всяком случае три моих любимчика оказались именно хаотами – Нок-Нок, Харрим и Джубилост.
Любимая площадка Харрима, с который открывается замечательный вид на город
Нытик Харрим просто прекрасен от бороды до пят. То же можно сказать и о Джуби с Нок-Нокном.
Личный квест Харрима во многом перекликается с квестом Валери, тоже история о принятии. Ни Харрим, ни Валери не переметнулись, не изменили своим идеалам, но оба научились более спокойно относится к тем, кто не разделяет их взглядов. Валери примирилась с существованием Шелин, как только жрецы от неё отстали; а Харрим перестал ненавидеть своих бывших соплеменников и Торага, хотя в глубине души, по-моему, всё ещё считает, что бог дворфов его предал. Мне нравится личный квест Харрима, но в первую очередь люблю его, конечно, за карикатурный фатализм. Дворф, который в каждом чихе видит предзнаменование грядущей смерти, который в каждую фразу умеет ввернуть что-нибудь про тщетность бытия, не мог не попасть ко мне в любимчики:
“Какое мрачное, тоскливое место этот Лучезарный турнир... Как можно не впасть в уныние при виде всей этой нелепой яркости, годрыни, суеты”.
“Не сгинули, значит... Какая досада”. Харрим недовольно вздыхает. “Всё равно сгинут, рано или поздно”, – как-то неуверенно произносит он.
Так и хочется его утешить, похлопать по спинке и сказать: “Сгинут, конечно. И мы тоже обязательно все сгинем. Всё проходит, и это пройдёт”. Такое чувство, что Конца света Харрим ждёт как Нового года, а в Гротуса верит как в Деда Мороза. Поэтому, когда остальные сопартийцы пытаются его поддеть или переубедить, мне так и хочется на них цыкнуть и сказать: “Не мешайте ребёнку верить, во что он хочет!”
Нок-Нок доставляет своим искренним, чуть ли не сакральным ужасом перед малышкой Линдзи. (Линдзи! Которая бард!). Ну и тем, что он гоблин. А гоблины здесь – те ещё паршивцы. Мелкие, наглые, шкодливые, бессовестные... Ну прям как дети! Ещё и язык коверкают. Ну или занимаются словотворчеством. Это с какой стороны посмотреть...
После Нок-Нока на втором месте по прикольности среди гоблинов у меня идёт “скупец” Чвурк.
“А, приключальщица! Привет, добропжалвть. Я Чвурк, скупец. Скупаю, распродаю, меняю – чего вам, мечемахам, надо, у меня всё есть! Хошь чё купит, а? По глазам вижу, что хочешь! Всего пять деньгов! Чего, нету пять? Пойду навcтречу, отдам всего за десять! Ладно, ладно, уломала, со скидкой – стописят! Ну че, договорились? Сделка, сделка?”
Если согласиться посмотреть на его товары, то можно увидеть Страшножуткую дубину Чвурка, которая стоит 123457 золотых. (Ну или деньгов, по-чвурски). Вот правда, такое чувство, что это ребёнок недавно открыл для себя новый чудесный мир цифр и решил поиграть в “магазин”. Правда, этот “ребёнок” потом стащил у меня трон из дворца и пытался мне же его и всучить. И рыдал потом горькими слезами, когда я даже задаром отказалась его забирать.
А Нок-Нок нам статую поставил. И даже скорректировал пропорции в нужную сторону
С великим учёным и писателем, гномом Джубилостом я пока знакома меньше, чем с остальными, но его язвительность и любовь резать правду-матку уже оценила. Как и то, как часто это приводит к забавным ситуациям. Память у меня дырявая, точно воспроизвести диалоги с ним, естественно, не удастся, но суть одного из них примерно такова:
- Джуби, почему ты всё время говоришь людям гадости?
- Я не говорю гадости. Я говорю правду. Прямо в лицо и не приукрашивая.
- Ах значит, правду любишь. Так вот тебе ещё одна. Ты так растолстел за последнее время, что мы оставляем тебя сегодня без сосисок на ужин.
- Ч-что? Как это без сосисок?! – выражения обиды и ужаса читаются на надменном лице великого ученого, знаменитого путешественника и плодовитого автора, чьи книги можно встретить в доме каждой образованной семьи.
Вообще, сейчас очень жалею, что мало скринила, особенно во время диалогов, потому что встречались совершенно чудесные. А найти все бантеры и цитатки на просторах интернета не получается. Обидно. В вики по тому же BG2 есть диалоги и фразочки всех сопартийцев, “Кингмейкер” до такой славы ещё, видимо, не дорос. Эх, знала бы, что так будет, не жалела бы F10(
Обаятельные персонажи попадаются не только среди сопартийцев. Например, наш сосед, правитель соседнего государства Маэгарн Варн показался в начале очень многообещающим персонажем и женихом. Однако выяснилось, что завести с ним роман можно только в DLC, и его избранницей будет не наша правительница Украденных земель, а совсем другая героиня, которую мы создадим специально для прохождения этого дополнения. Как персонаж Маэгар Варн тоже несколько потускнел в моих глазах, когда стал вассалом Эльфайн после четвертой главы. Хотелось бы до конца видеть его не подчиненным, а равной силой, с которой тоже надо считаться. С другой стороны, пусть уж лучше будет вассалом, чем врагом. Когда только начинала играть, почему-то было опасение, что разрабы сделают Варна нашим соперником или даже противником. Это было бы обидно.
Ещё пара слов про DLC, посвященное Варну. Играть в него лучше после первой главы основного сюжета, но до начала четвертой. Потому что именно этот временной промежуток охватывают описанные в дополнении события. Мы можем посмотреть, что происходило у нашего соседа, пока будущая королева разбиралась с троллями и Цветением. А после прохождения импортировать сейв из DLC в основную игру и расставить все точки над i уже там.
DLC не очень длинное, но довольно интересное. На мой взгляд, немного сложнее основной игры. Особенно в конце, когда отряд неожиданно покидают сам Варн и Сепал Лорентус, и мы остаёмся вчетвером: персонаж, которого мы лепим в самом начале дополнения, и тройка других болванчиков, тоже самостоятельно слепленных чуть позже. Варн и Сепал – ключевые персонажи, поэтому их временный уход из отряда оказался очень неожиданным, и вообще жуткой подставой. Варн – вор, Сепал – маг. Естественно, других воров и магов у меня в пати не было, раз эти роли отданы основным персонажам... Когда эти двое по сюжету уходят, и отряд остаётся в подземелье вчетвером, без вора и без мага, начинаются сплошные боль и унижения.
Хотя локация с кентаврами в начале тоже показалась сложной. Правда, отдыхать здесь можно без оглядки на таймер, то есть сколько угодно, хоть после каждой битвы. Но я всё равно не люблю так делать, поэтому... Да. Боль и унижения, и снова боль и унижения и сплошные перезагрузки.
В целом достойное получилось дополнение; не могу сказать, что маст хэв, без него сюжет основной игры ничего не теряет. Просто неплохой вбоклер. Особенно для любителей Маэгарна Варна.
Второе дополнение к игре – “Тайны украденных земель” – довольно типичный данжн кроулер, с проглядывающим местами сюжетом, а при удачном стечении обстоятельств даже некоторым *голосом Тины* PLOT TWIST!'ом, неожиданным вотэтоповоротом. Правда, открыть всю правду самостоятельно с первого прохождения, по-моему, невозможно. Я уж молчу про то, что вотэтоповорот сделает битву с финальным монстром – и так нереально сложным – ещё труднее.
Интересно, что приобретая это дополнение, вы получаете: 1) новый квест с 15-уровневым подземельем в основную игру; 2) 50-уровневое подземелье, которое можно запустить отдельно из меню и использовать в качестве эдакого полигона для тестирования разных классов и способностей, ну и просто для покорения новых глубин по фану.
Та самая "ктулха" в подвале - отродье Ровагуга. Сбоку торчит бивень призванного мамонта. Просто чтобы прикинуть размеры
Третье DLC добавляет в игру нового персонажа Каэсси. Бегала с ней редко, её класс - кинетик – распробовать не успела, в душу она мне особо не запала. Понравились её акцент и три друга-приживалки по прозвищу “Сластёны”. Сластёнам можно и нужно время от времени давать задания, чтобы они не досаждали Каэсси. Например, отправить их измерить площадь озера или помыть камни в одной из локаций. Сластёны – тоже сущие дети, поэтому с каждым заданием они справляются... ну очень своеобразно. А ещё однажды за ними увязался мамонтёнок – притищили его домой. Вообще довольно милые получились тифлинги, рада, что смогла завершить личный квест Каэсси на счастливую концовку: все сластёны остались живы и в конце отправились путешествовать вместе со своим уже подросшим мамонтом по миру.
А что ещё нужно для счастья?
Ещё один мамонт, конечно!