BG3 на самом деле великая игра. Именно как РПГ и именно как DnD. Никак не предполагал, что за всю жизнь напишу такое, но она даже лучше, чем непосредственно ее великие предки, а чтобы затмить шедевральные Planescаpe: Torment и BG2: Shadows of Amn, это надо прыгнуть не то что выше головы, а прямо до самого солнца. Но как-то вот она буквально все время умудряется демонстрировать, что ее делали в самом деле долбанутые фанаты самой DnD, прямо как классическая биоварь на пике славы.
В каком смысле она кроет даже BG1 и 2? Ну вот допустим, в BG1 есть квест смотаться в крепость гноллов и освободить даму в беде, которую гноллы взяли в плен и собираются употребить в пищу. Берем в группу Минска, который к этому квесту прилагается, доходим до крепости, там толпа гноллов. Режем гноллов как попало, поднимаемся на самый верх, там в яме сидит БЛМная волшебница, вытаскиваем и забираем себе. Ну и все, собственно, дальше на нескольких картах в игре появятся еще пара усиленных разновидностей гноллов, которые радостно будут бежать навстречу стаей и умирать на месте. И вроде как ничего плохого в этом плане про игру не скажешь, в ней полно всякой разнообразной монстрятины, и это хорошо. Но вот, скажем, если мне интересен лор этого мира, что я из игры про гноллов узнаю? Ну, злобные гуманоиды выского роста, собственно говоря, антропоморфные гиены. Ну, они бурого окраса, а топовая разновидность черного. На этом примерно всё. А вот чем они по сути отличаются от гоблинов или кобольдов, ну или хоть обычных разбойников-людей, кроме размера, силы и предпочитаемого оружия? Из игры этого не следует никак, собственно гноллов тебе показали, а если тебе про них интересно, иди читай книжки в кирпич толщиной. А теперь как гноллы показаны в BG3. До того, как встретить собственно гноллов, партия находит следы кровавого побоища кого-то с этими самым гноллами, где в луже крови корчится в судорогах полудохлая гиена. Игра, неважно, голосом за кадром, или устами кого-то из сопартийцев, говорит, смотри, это гиена, гиены - это ручные животные гноллов. И кстати, эту конкретную настоятельно рекомендуется прикончить прямо сейчас, потому что гноллы вообще-то на свет появляются из гиен. Дальше, естественно, начинается битва с гноллами, которые наступают не такими полнокровными дивизиями, как в BG1, но зато и не однородной массой, и в бою можно узнать, какие военные специальности бывают у этих самых гноллов по лору, чем разные гноллы друг от друга отличаются, и что умеют делать Когти гноллов, их колдуны и вожаки. А следом за гноллами партия может зайти на болото и повстречать там каргу, из общения (и, скорее всего, убиения) с которой выясняется, что карги - это невероятно злобные отродья, которые обожают заключать со смертными дьявольские сделки с подвохом, обманывать их, мучить и пытать, а в бою это очень сильные и подвижные твари, могущество которых зиждется на мастерском владении магией иллюзий, а еще они очень самонадеянные, и в диалогах можно этим пользоваться. И вообще, в игре сделано хоть и немного наигранно в этом плане, но так, что огромное количество самых разных дндшных монстров распихано по разным углам игрового мира, и они практически не повторяются. Вот ты узнал много нового о гноллах и о том, как их правильно убивать, а за соседним бугром живут гоблины, которые также представлены в игре в одном месте, зачем повторяться-то. Из крепости гоблинов можно спуститься в подземье, где живут минотавры, дроу, дуэргары и еще несколько видов местных тварей, а когда ты вылезешь оттуда в проклятые земли, там уже всякие зомбаки, сумасшедшие вороны и ожившие хищные кусты. А когда ты найдешь самый темный и страшный подвал в этих землях, на тебя там нападут даже не упыри, это для игры слишком мелочно, а натурально минлоки, то есть твари, сотканные напрямую из ожившего ужаса (попробуйте еще в какой-нибудь игре по DnD их вообще повстречать). И так далее, на каждом углу сидит новая тварь, и у каждой свои лорные особенности и таланты, а самых сочных еще и показывают крупным планом в катсценах.
А еще дында отменно чувствуется в плане волшебных способностей самой партии. В той же BG2 десятки выразительных заклинаний, включая не только банальные фаерболы, опутывание толпы врагов паутиной, паралич и всякое прочее, но и разные высокоуровневые ништяки, вроде остановки времени и загадывания желаний, которые натурально меняют ткань реальности. Это уже само по себе на два порядка круче, чем в каком-нибудь Скайриме, но Ларианы не просто сохранили это все, насколько позволяет максимальный уровень местных магов, они пошли еще дальше, причем магия нужна не только в бою, она и в приключенях пригодится очень даже. Здесь есть, например, куча заклинаний для проникновения во всякие труднодоступные места - телепорт, суперпрыжки и даже полет. Можно превратить себя в облако газа или уменьшиться до размеров карлика, чтобы пролезть в какую-нибудь нору. Можно выучить заклинание или зелье разговора с животными и мило беседовать со всеми встречными собаками и крысами. Или даже поговорить с трупом, который мирно разлагается на обочине.
И даже локации игры построены с огромным вниманием к лору, чтобы было видно, что это именно ДнД, а не обычная дженерик фентезя. Если мы идем приключаться в развалины храма местного бога света, мало того, что эти руины будут очень живописными в лучах заходящего солнца (визуальный символизм), в этом храме будет лежать тонна инфы про культ этого бога, в виде записок, статуй и витражей на окнах. А если не щелкать клювом, прямо в храме можно не только перебить толпу гнусных гадов, которые его оскверняют, но найти секретное подземелье с ловушками (причем даже ловушки там построены так, что видно, что храм именно света, а не чего-нибудь еще!) и надыбать артефакт немеряной силы, которым не просто очень приятно стучать встречных гадов по голове, а его можно и нужно отнести в проклятые земли по соседству, на которые наложено проклятие вечной тьмы, и оный артефакт очень сильно облегчит жизнь всей партии, если он будет у нее с собой. Ну он же артефакт бога света, правильно? Значит, он не только унылые "+6 к урону светом", он еще и вечную тьму разгоняет, которая кушает наши хп. Ты за него жёстко погеморроился, зато теперь имеешь за это солидную награду, которая тебе реально пригодится. И вот всё там так, вся игра такая, что она фактически целиком из лора состоит. Да, BG2 тоже очень крута, но BG3 крута гораздо круче, чем "очень".