Часть 1. Сюжет и персонажи.
Сначала я хотела написать об одном и о другом отдельно, но эти два аспекта игры слишком сильно переплетены друг с другом, поэтому вышло как вышло.
1. Очевидное-невероятное.
Сама идея отправить переселенцев из Млечного пути в другую галактику, в данном конкретном случае в туманность Андромеды, кажется мне оригинальной. Но, как мы знаем, это тот самый случай, когда идея хорошая, а исполнение хромает на все конечности.
Странности начались сразу по прибытии ковчега людей в Андромеду. Разумеется, ковчеги летели не вслепую, у них был намечен план, выбраны планеты, которые, как предполагалось, будут сразу же превращены в колонии… А получили они вместо «золотых миров» полуживые планеты, едва ли пригодные для жизни. И это, чёрт возьми, логично, ибо ковчеги летели 600+ лет, неужели все, включая руководство Инициативы, которое вообще-то должно было предусмотреть такие вещи, думали, что все эти 600+ лет эти планеты будут их дожидаться в неизменном виде? Поэтому главная странность тут – реакция прибывших на такие изменения. Единственный человек, более-менее адекватно воспринявший это – Алек Райдер, остальные же тупо разинули рты и схватились за головы… Тьфу!
Ладно, с горем пополам долетели, но тут новая напасть: оказывается, в галактике Андромеда тоже есть жизнь! Да ещё и разумная! Вот те на! Опять же, если взглянуть на это обдуманно – раз жизнь возникла в Млечном пути, неужели она не могла возникнуть где-то ещё? И что более удивительно, не помню, когда, где и кто из персонажей это говорил, но исследования Андромеды проводились с помощью каких-то сверхмощных телескопов, основанных на технологиях гетов, которые показывали состояния планет в настоящем времени, а не такими, какими они были миллионы лет назад. Так как же можно было просмотреть наличие разумной жизни? Ещё один недосмотр и полное отсутствие логики.
2. Чёрные дыры бывают не только в космосе.
Теперь о том, что творилось на Нексусе до прибытия ковчега людей. Сразу скажу, что книгу, в которой описаны события бунта, я не читала, да этого на самом деле и не требуется, чтобы осознать весь идиотизм происходящего. Всё, как и обычно в таких случаях, началось с ошибок руководства, а продолжилось двумя ушлыми и корыстными людьми, которые при этом отсиделись в сторонке – Спендер и Ароун (кажется, так его зовут). Мне интересно, на кой чёрт они вообще попёрлись в другую галактику? Чтобы заниматься такой вот х… фигнёй? А ещё мне интересно, как руководство могло проморгать всё, что они творили? В итоге: конфликт с кроганами с их последующим уходом; изгнание большого количества людей, которые вынуждены были стать пиратами, мародёрами и т. д., чтобы выжить. Не знаю, у кого как, а у меня просто нет слов по этому поводу.
Вообще, если взглянуть на контингент прибывших в Андромеду, то складывается ощущение, что галактика Млечный путь просто-напросто вынесла мусор. Серьёзно, среди них больше лжецов, подлецов, подхалимов и тупиц, чем было во всей трилогии Mass Effect вместе взятой.
Не отходя от темы, сразу пройдусь (во всех смыслах) по руководству Инициативы. Начну с Танна как с верхушки этого айсберга. На мой взгляд, Танн самый обычный политик среди самых обычных политиков. Спокойный, принимающий вполне взвешенные решения, скрывающий свои амбиции за своим же авторитетом, о котором напоминает при каждом удобном случае. В сложных ситуациях не брезгует переложить ответственность на кого-нибудь другого. На Первопроходца, например.
Дальше по списку Эдисон. Кто, вот скажите, кто пустил этот рудимент человечества в Инициативу? Да ещё и в руководство? Хотя чего ещё можно было ожидать от человека, не хотевшего занимать руководящую должность, но всё равно оказавшегося на ней? С её отношением и с намертво приклеенными к глазам розовыми очками её даже в качестве уборщицы брать не стоило. Любое мало-мальское препятствие и затруднение воспринимает в штыки, в команде работает плохо, проворонила все делишки Спендера… Даже врагу бы не пожелала такого начальника.
Следующий на очереди Кандрос. Толковый, адекватный, знает своё дело. Единственное упущение с его стороны – Спендер. Учитывая, что Кандрос занимается безопасностью Нексуса, он должен был первым заметить его тёмные делишки.
Ну и последняя – Кэш. Самая адекватная часть руководства, на ней весь Нексус и держится. Без неё там был бы сплошной беспорядок, как в прямом, так и в переносном смысле.
Завершая тему бунта, ещё раз вернусь к его основным лицам. Эти два идиота прекрасно знали, что энное количество кроганов тоже полетит с ними, и мне интересно, когда их посетила мысль от них избавиться – ещё до полёта или уже после? И главное – что кроганы сделали конкретно им двоим, что они решили от них избавиться? Ровно такие же вопросы можно задать и крогану, который пытался сделать бомбу из двигателя корабля реликтов, попутно стравив Норду с Первопроходцем и всем Нескусом (Джоргал Стракс или как его там звали?), и всё из-за какой-то старой обиды. Норда тогда задала ему очень правильный вопрос: он за этим сюда прилетел, чтобы сводить старые счёты? Тащил с собой весь этот «груз» все 600+ лет? В общем, слов нет, одни эмоции, и те нецензурные.
Следующее место в списке тупых мотивов/решений/причин занимает Кэтрин Най, она же Найт, с её нелюбовью и недоверием к ИИ. С одной стороны её можно понять: её сын был одним из подопытных в проекте «Властелин» и чуть не погиб. Видимо, это и послужило причиной их прибытия в Андромеду: Найт хотела оградить сына, да и себя тоже, от всяких там ИИ с их непредсказуемостью. А тут вдруг СЭМ, который, оказывается, обитает в голове Первопроходца. И, конечно же, Найт решила, что Первопроходца тоже нужно спасать. И попутно чуть не угробила половину Нексуса, потому что, как мы помним, она хотела уничтожить не только СЭМа, но и все компьютеры, с помощью которых в будущем можно было бы создать ИИ. А эти компьютеры контролировали б
ольшую часть жизненно важных частей Нексуса. В худшем случае станции пришёл бы конец, а это вызвало бы такую волну проблем, что её можно было и не пережить. И Найт это знала (или, по крайней мере, должна была знать), но, тем не менее, сделала то, что сделала. Вопрос: где логика? Она тут вообще присутствует? Или Сэм так сильно её напугал, что эта женщина готова была убить тысячи людей, лишь бы избавиться от этого страха? Короче, Найт стоило посетить хорошего психиатра, причём ещё до переезда в другую галактику.
Идём дальше. Помните тех придурков из задания «Спящие драконы»? Тех, которые после создания аванпоста на Эос требовали разбудить их семьи? Так вот у меня вопрос: что у них вместо мозгов? Ответом, скорее всего, будет: эгоизм и неумение думать о последствиях. Ну, разбудили бы их семьи, а дальше что? Правильно, дальше нашлись бы другие недовольные таким положением вещей и сказали бы, что, если вы разбудили их родных, то будите и наших. И так далее, пока не пришлось бы разбудить вообще всех. Но об этом никто из них не подумал, что не удивительно, учитывая упомянутый выше эгоизм. Так же никто не подумал о том, где будут жить новопроснувшиеся, и где взять еду, чтобы их прокормить. В общем, если пойти на поводу у тех протестующих придурков, то это со 100%-ой вероятностью кончилось бы плохо, и это единственный раз, когда я полностью согласна с руководством Нексуса, что протестующих нужно заткнуть.
Ну а почётное лидирующее место в списке тупых мотивов/решений/причин занимает доктор Кеннеди. Это прямо вишенка на торте. Большая и сочная. Она учёная, насколько я помню, так что должна быть умной и уметь логически мыслить. Но то, что она сделала, заставляет думать, что мозгов у неё вообще никогда не было. Вот скажите, кто в здравом уме и при таких условиях жизни стал бы делать детей? Казалось бы, никто, но, тем не менее, нашлись желающие. Причём сама доктор Кеннеди сказала, что условия жизни на Нексусе до появления ковчегов были такими, что они там попросту умирали. Но её это не остановило, как и её парня/мужа или кто он там, и они вдвоём собрали вещички и свалили неизвестно куда. Что мне интересно: где они были столько месяцев (в жизни не поверю, что на одном только Воелде, где Первопроходец и ко их нашли)? И как они собирались жить после рождения ребёнка? Ребёнка надо кормить (пока совсем маленький, конечно, молоком, но чтоб оно было у матери, она должна хорошо питаться и быть здоровой), пелёнки менять, а если он заболеет, нужны будут лекарства… И это я только основное назвала. Ну а чем всё закончилось, мы помним: челнок с нашей бравой парочкой зажали в тиски кетты и Роэкар. И так им и надо, имхо. Жаль, что задание по их спасению было не на время, а то я бы специально тянула до последнего, и пусть бы они там выкручивались, как хотят, ибо надо было думать, прежде чем кидаться в омут с головой, как бы цинично всё это не звучало. И думать головой, а не органами размножения. И самый главный вопрос: что мешало доктору Кеннеди заняться улучшением условий жизни? Она же учёная, в конце концов. Раз она думала, что ковчеги не появятся, то надо было не сваливать в закат, а заняться чем-то полезным. Можно было скооперироваться с Пиби, изучать технику реликтов, разработать какую-то другую систему, позволяющую улучшить условия на планетах, хотя бы в локальных масштабах. Но доктор Кеннеди предпочла свалить в закат.
Что меня ещё, мягко говоря, смутило, так это первый контакт с ангара. Как мы помним, первым контактом было прибытие Первопроходца на Айю, но никто почему-то не принял во внимание тот факт, что у изгнанников с Кадары этот первый контакт был намного раньше. Пусть на другой планете и при других обстоятельствах, но он был. Тем не менее, все предпочли сделать вид, что его не было, и Инициатива, и ангара. Как так? Это вообще нормально? Меня больше всего удивляет то, что промолчали ангара. Уж они-то, натерпевшиеся от кеттов, должны были что-то предпринять, а то явились какие-то пришельцы из другой галактики (и явились на планету ангара, между прочим), вышвырнули кеттов из Порт-Кадары (читай: освободили место для себя) и наводят свои порядки. Но все закрыли на это глаза и сделали вид, что так и надо.
3. А кто вы, собственно, такие?
Чем больше по ходу прохождения игры я общалась с кроганами, тем чаще я задавалась вопросом: а это точно кроганы? Потому что эти жалобщики, нытики и горе-интриганы тянули разве что на детей, внезапно ставших взрослыми, осознавших, что это необратимо, и что теперь им придётся решать все проблемы взрослых, но никак не на кроганов. Кроганами я могу назвать только троих: Норда, Кэш и Драк, - и то Драк это отдельная тема, - но остальные… Кроганы, какими мы их помним по трилогии Mass Effect, были совсем другими. Прежде всего, среди них не было нытиков, если что-то надо было сделать, они брали и делали, если надо было решить проблему, они решали её в лучших традициях кроганов. Т. е. нам их показали с самой сильной стороны. В Андромеду же, по видимому, отправились самые слабые, ну и те, кому надоело в Млечном пути. Либо в трилогии Mass Effect нам показывали исключительно кроганов-солдат, а в Андромеду прибыли по большей части гражданские, я уже не знаю, что думать.
Другая сторона этой темы – ангара, новая раса, довольно интересная, но не до конца проработанная. Их эмоциональность и открытость достаточно неплохо показаны, хотя и не без изъянов. Что мне больше всего понравилось в ангара, так это их сплочённость и единство. Они не воюют друг с другом, даже не смотря на натянутые отношение между Сопротивлением и Роэкар. Те ангара, с которыми нам дали пообщаться, открыто говорили, что думают, без лицемерия. Однако такая открытость – обоюдоострый меч, особенно в борьбе с таким противником как кетты. Эмоциональных и открытых ангара (да и не только ангара, в общем-то) легче подавить морально, а кеттам с их научными методами и излишне рациональным мышлением это могло бы удастся, если бы они открыто демонстрировали результаты своего труда.
Ну и переходя к кеттам, можно с ходу сказать, что перед нами классическая раса-антагонист, довольно авторитарная, не эмоциональная и по большому счёту безликая. А вообще так и хочется сказать: «Были геты, стали кетты». Отличий, на мой взгляд, не очень много. Так что кетты и как антагонисты, и как раса не оригинальны. Единственное, что в них необычно – это способ размножения. Хотя, наверно, лучше сказать «способ увеличения численности популяции».
4. Атака клонов.
Играя в Mass Effect: Andromeda, сложно не заметить, что почти каждой расе дано только по два лица. Буквально. Т. е. все представители этих рас выглядят одинаково, с поправкой на пол. Не знаю кому как, а меня это ужасно раздражает. Особенно азари и ангара, у которых это лучше всего заметно. Да и если присмотреться к людям, то они все тоже какие-то однотипные. Конечно, ведь намного легче сделать одну модель лица на всех, а потом просто перекрашивать её для разных персонажей. И, как итог, индивидуальной внешностью обладают только члены команды Первопроходца. И то эта индивидуальность весьма относительна, имхо. А виновата во всём ничем не оправданная лень разработчиков, сделавших игру на отвали. Ну, и чтобы не быть голословной, вот синий квадрат с разными-одинаковыми азари, повторяющихся среди них нет: