Мальчик словно существует оторванно от реальности. Словно он живёт как-то даже и не в реальности, а где-то в своих мыслях, фантазиях, в прошлых ситуациях, разговаривает с несуществующими людьми. Как ты назвала их - вьетнамские флешбеки - рассказали мне не о прошлом героя, а о том, что герой сейчас постоянно мыслями улетает куда-то далеко. Не так важно, что именно он рассказывает о прошлом (это вторично), я смотрю, что он прямо сейчас делает (а вот это важно). Улетает куда-то мыслями. И дело не только в воспоминаниях, они один из кусочков картины "мальчик не в этой реальности". Этих кусочков много. Пойдём по тексту.
Mes chers parents, comment allez-vous?(Мои дорогие родители, как ваши дела?
Я не в курсе, ты читаешь династию Мурр по троечке про Джим Эйр, которая пишет письма папе в одну сторону? Только у Джим похлеще история, она с папой разговаривает так, как будто-то он вот-вот ответит. Годами! Это немного пугает и вызывает вопросы, всё ли с ней впорядке.
Твой мальчик отдаёт себе отчёт, что родители не ответят, то есть не такая глубокая несознанка, как у героини Мурр. Но всё равно, вот ты прикинь. Как обычно люди делают? У людей есть друзья, встречаешься/переписываешься с другом, рассказываешь ему что-то о своей жизни. Ну хорошо, пишешь дневник, но это вот реальный ты, вот реальный дневник, не важно электронный или бумажный, и ты пишешь запись о себе. Ты полностью находишься в реальности и все объекты и события находятся в реальности.
А у мальчика не всё реальное в ситуации. Он реальный, пишет реально, но... э... несуществующим в данный момент в реальности людям, чтоб вот прям они отвечали или стояли перед ними. Он в мыслях создаёт себе образы родителей и начинает им что-то рассказывать. И ему как-то всё равно поговорить с почтальоном или с воображаемыми людьми. Я понимаю, что родители где-то реально существуют. Но и какой-нибудь Наполеон был реальный, и ты прикинь, я бы писала ему письма:
- Дорогой Наполеон, здравствуйте. Я знаю, что вы мне не ответите, но позвольте мне рассказать о моей поездке на вашу родину. Вам будет приятно узнать, что Париж этим летом был особенно хорош.
То есть я бы вообразила фигуру Наполона и начала с ней общаться, рассказывать этой воображаемой фигуре что-то, делиться с ней переживаниями.
И ещё я не знаю, читала ли ты у меня в дневнике или может быть просто знаешь об уровнях организации личности. О психотиках, пограничниках и невротиках. В чём разница. Вот тут я делала
разбор сцены истории психотка и вот тут я
писала про психотиков вообще и
про все уровни организации личности. Я кинула ссылки просто напомнить что за тема, а не как призыв почитать. Просто скажи, пожалуйста, в курсе ли ты, или я тогда не буду ссылаться на эту тему и грузить терминами. Если в курсе, то буду пользоваться терминами. Пока буду, потому что я мыслю в этих категориях, но меня можно попросить говорить так, как тебе удобнее воспринимать. Я подстроюсь.
Только на основании этого факта разговора с нереальными фигурами, я предполагаю что мальчик - психотик. А это уже о многом говорит. Глубинный вопрос, с которым живёт психотик: "Существую ли я и мир вокруг?" В повествовании мальчика чувствуется, что он нифига не уверен. Он летает мыслями между реальностью/нереальностью, совершенно не видит разницу. Что почтальоны, что родители - отлично, сейчас поболтаем. Если его спросить, он скажет, что всё понимает. Но эта глубинная неуверенность. Которая и фонит в мышлении и поведении героя.
Я была психотиком, и я знаю, что у спросить у героя, чтобы поплыла реальность. А ты уверен, что почтальон реален, а не ты его придумал? Чтобы герой ни ответил, у него ёкнет. Он усомнится и растеряется, может быть лишь на мгновение, но это ощущение ни с чем не спутать. Блин, реально, а вдруг?...
Grand-pere(дедушка) был человеком авантюрным, путешественником по призванию и искателем приключений по характеру. Я был уверен, что он находил на своем пути сокровища и вывозил с собой(я бы точно так делал)
Вот ещё пример разрыва реальностей.
Реальный герой думает о реальном дедушке. А дальше сам придумывает часть биографии дедушки с нулевой привязкой к реальности. Просто он придумал. Куда больше здесь связи с "я бы хотел, чтобы так было", чем с реальными фактами биографии деда. А реагирует он на свои предположения как на факт, словно он достал дневник дедушки и прочитал. То есть у него снова в реальном:
думаю о дедушке -
придумал сокровища - решил их копать
Появляется нереальный элемент, продукт воображения. Но герой, совершенно не смутившись, считает этот продукт воображения реальным фактом. Опять же, если задать конкретный вопрос - ты уверен? Это ты сам подумал или точно знаешь? Анри подумает и вполне мог бы сказать, что да, это он сам подумал. Если психотик не улетел в психоз (в полний отрыв от реальности, а не все психотики в него улетают), он всего лишь неуверен. Но пока прямо не спросить, он считал плод фантазии реальностью! Это такая лёгкая смутная неуверенность, но очень глубинная. На этой зыбкости и стоит весь мир психотика.
стаканы с вилками вымыть вручную, просушить, поставить на огромный поднос. Повторить.
Не могу удержать себя от смеха, когда представляю как съежилось бы ваше лицо, papa(отец), если бы увидели меня: вашего сына, прежде понятия не имеющего, где на кухне раковина и в какую сторону крутятся вентили крана, а теперь возящегося с грязными тарелками в нелепом фартуке, чтобы заработать себе на жизнь.
И снова разрыв реальности.
Герой моет тарелки -
представляет папино лицо - смеётся
Я фиолетовым выделаю компонент, которого нет в реальности. Только в воображении или памяти героя. К примеру, вот Анри на кухне, моет тарелки, ему реальный администратор говорит слова и делает строгое лицо, Анри злится. Реальный контакт, реальная ситуация. А потом Анри представляет реакцию папы и реагирует на плод своей фантазии.
Нет, нет, вспоминать папу нормально. Я говорю про фонящее ощущение смазанности реальности у героя. Что реальный разговор с реальным человеком, что придумать человека (папу) поставить его в реальную ситуацию (на кухню) и реагировать на него.
Знаете, в последнее время на меня находит какая-то меланхолия и чувство ностальгии. Я не скучаю по Франции, не тоскую по дому, но монотонная работа оставляет мозг незанятым и уязвимым для мыслей. И когда кто-то из клиентов заказывает thé à la lavande(чай с лавандой) и его аромат разносится по всей кухне, я вспоминаю о маленьких клумбах в нашем саду, и мое сердце на мгновение останавливается. В такие дни я максимально погружаю себя в работу, а если таковой не находится, то завязываю разговоры со своими коллегами. Поначалу они меня сторонились и я отчетливо чувствовал себя вне их маленького сплоченного круга, такого свойственного для небольших городов и провинций. Но я был упорен в моих попытках сбежать от лишних мыслей, так что вскоре я стал участником «кухонных» разговоров.
Как интересно, он пытается сбежать "от лишних мыслей". Его вроде как сноит в ту реальность прошлого, а он цепляется за эту реальность. Причём в других ситуациях Анри совершенно не парит, что он постоянно проваливается в ситуации из прошлого. Он с удовольствием погружается в те эпизоды (дальше будет), а тут, видимо, эмоции от погружения в ту реальность негативные (грусть?) и он... выбирает быть в этой реальности. Просто сейчас ему в ту не хочется и он "пытается сбежать от лишних мыслей" (шикарно), и цепляется за эту реальность. Словно послание:
- Коллеги, дорогие, я не хочу в ту реальность, давайте поговорим, чтобы эта реальность нашей кухни стала более реальная.
И ему "упорно" надо это делать! То есть очень мальчик не хочет проваливаться в ту реальность прошлого. А "лишние мысли" прям затягивают воронкой.
Maman, papa(матушка, отец), вы помните осень, в которую мне исполнилось 10 лет? Больше из шалости, чем из настоящего желания я принес домой бездомного мокрого щенка несмотря на ваши запреты? Помните, как я протянул его вам, papa(отец), и он грязными лапами испачкал ваш костюм? А помните, как вы забрали его у меня, а меня заперли в комнате в наказание на целую неделю и я никогда не увидел его снова? Помните ли вы, maman(матушка), как прятали глаза, когда я спрашивал вас о нем? Вы отдали его в хорошие руки? Выбросили обратно на улицу? Теперь, боюсь, мне никогда не узнать наверняка.
С кухни он был против проваливаться в мир в его воображении, тот в котором он жил раньше. А теперь не против. Мир-то был реален, безусловно, но сейчас этот мир декорациями вырастает в воображении героя. И он оказывается полноценно там. В этом и фонит его психоческая неуверенность, что реально.
Он снова совершенно спойно обращается к родителям, словно они сидят рядом и пьют чаёк, когда это лишь тени в его воображении. Он полноценно оказывается в прошлом. Ты ведь не просто так назвала это вьетнамскими флешбеками. В этот момент он полностью отрывается от реальности и улетает куда-то туда.
Да, я так и думаю об этом: это не я её взял к себе - это она согласилась на мою компанию.
Красиво. Он хочет ответной реакции от кошки... и просто представил её. А в силу структуры психики что реальное:
- Да, я согласна тут жить, - сказала кошка.
Что воображаемое - она согласилась на мою компанию, один фиг. Психотики путают реальность и фантазии, то реальность кажется нереальной, то фантазии реальными. Мир такой как путыня в жару, что реально, а что мираж - ты ж поди разбери. Психотики и не пытаются разобраться, просто блуждают в этой ирреальности, путая явь и сон, реальное и нереальное. Для меня мир восприятия психотиков дивно красив, как "Алиса в стране чудес" только без психодела.
Мы все рождаемся психотиками и месяцев до восьми психотики. В силу того, что нет грани реальное/воображаемое, младенцы могут так справиться с эмоциями и неудовлетворённостью. Просто представляют маму и её грудь. И всё, им окей. Понятно, что это временная мера, пока мама не придёт. Это прям классический пример про психотические защиты.
Вот примерно это делает Анри. Хочет ответа от кошки? Представил, что кошка сама согласилась. Принял это за реальность, профит.
Изящно округлая кошечка с раскосыми глазами напомнила мне одноклассницу, которая угощала меня конфетами и домашними brioches(булочками) и давала списывать домашку. Так я и стал её называть. Как brioche(Бриош), не как одноклассницу — её имени я все равно не мог вспомнить.
Ещё милый маленький крен реальности. Тут кошка, тут же в воображении промелькнула одноклассница. Эти воспоминания так прописаны, словно Анри проваливается ненадолго туда из реальности. Он такой мальчик между мирами. Реальным и своими в голове.
Bien sûr(конечно), находится на кухне было приятно. Шум посудомоечной машины, поначалу казавшейся мне ревом тысячи грешников в аду
Звучит как метафора, но судя по тенденции мальчика проваливаться в мышленные реальности, если дать толчок, он бы мог на этом месте вообразить соответствующую картину. И в силу психических структур провалиться в неё с ощущением реальности. Ну как "реальности" у психотика вообще нет реальности, у него всё зыбко.
Журчащие звуки раскаленного масла и поджаривающихся котлет пробуждали давно забытые воспоминания о моей nounou (няня, далее нуну).
Но в картины ада Анри решил не уходить, реши уйти в это воспоминание.
У него мысли в голове словно двери в другие миры. Открывай любую и заходи. И оно кажется реальным. А реальная реальность с кухней вдруг куда-то исчезает.
Теперь я понимал: это было то, что я искал. Моя кровь кипела так, что я не чувствовал осеннего холода, впервые за долгие месяцы. Я хотел вернуться, я хотел стать лучше, я хотел побеждать! Я не жалел времени и сил в поисках лучшего рецепта и теперь я хотел стать номером один, шеф-поваром, капитаном на судне под названием «кухня».
И скрин, где он лежит на траве мечтательный))
Судя по образу Анри, он в этот момент вообразил себя этим самым шеф-поваром и ему хорошо. От реальной жизненной фрустрации (неудовлётворённости) он защищается фантазиями о себе шеф-поваре.
Таких моментов очень много. Каждый по отдельности вроде мелочь, как мазки на картине. Один отдельный ни о чём не говорит. Но из них и складывается общая картина. Если сделать два шага назад от картины и посмотреть в целом, то получается вот такая картина. Смазанное ощущение реальности/нереальности фонит в эпизодах, но почти нигде нельзя "поймать за руку". Так ни один психотик не задаётся этим вопросом сознательно, это именно что глубинная неуверенность, которая ложится в базовое самоощущение. Зыбкий мир, где нет чёткой грании реальное/нереальное.
По поводу твоих сомнений, что тут он грустит, тут злится. Круто, что герой реагирует на события. У людей эмоции и меняются по ситуации. Адекватно и чётко. Мальчик эмоциональный и в хорошем контакте с эмоциями.
Анри лёгкий. Под него на мой вкус подходят BoyWithUke. Песни Animal Crackers или Long Drives, да в общем-то любые. А Loafers вообще с французским местами.