Введение
Изначально сокращение «GIMP» означало англ. General Image Manipulation Program, а в 1997 году полное название было изменено на «GNU Image Manipulation Program», и программа официально стала частью проекта GNU.
Типичные задачи, которые можно решать при помощи GIMP, включают в себя создание графики и логотипов, масштабирование и кадрирование фотографий, раскраска, комбинирование изображений с использованием слоёв, ретуширование и преобразования изображений в различные форматы.
GIMP является одним из первых действительно пользовательских свободных приложений. Предыдущие проекты, такие как компиляторы GCC, ядро Linux и подобные им являются, в основном, инструментами, сделанными программистами для программистов. Некоторые считают GIMP первым подтверждением того, что в процессе разработки свободного ПО может появиться что-либо, чем смогут пользоваться не только хакеры. В этом смысле можно сказать, что GIMP подготовил психологическую почву для таких проектов, как KDE, GNOME, Mozilla Firefox, OpenOffice.org и множества других. Позиционирование GIMP
В течение продолжительного времени GIMP создавался с учётом пожеланий пользователей, но в основном согласно предпочтениям разработчиков и без привлечения экспертов по эргономике. Целостное видение проекта отсутствовало. Чтобы решить накопившиеся в результате этого проблемы, был принят ряд мер.
В 2005 году проект GIMP был зарегистрирован участником программы OpenUsability. На конференции Libre Graphics Meeting в марте 2006 года состоялась первая встреча представителей OpenUsability и команды разработчиков GIMP, в ходе которой было определено видение GIMP как продукта для конечных пользователей:
* GIMP является свободным ПО;
* GIMP является высококачественным приложением для фоторетуши и позволяет создание оригинальных изображений;
* GIMP является высококачественным приложением для создания экранной и веб-графики;
* GIMP является платформой для создания мощных и современных алгоритмов обработки графики учёными и дизайнерами;
* GIMP позволяет автоматизировать выполнение повторяющихся действий;
* GIMP легко расширяем за счёт простой установки дополнений.
Эти тезисы определяют дальнейшее развитие GIMP.
Осенью 2006 года в рамках проекта OpenUsability было проведено исследование, результаты которого постепенно оформляются в виде рекомендаций и спецификаций и реализуются.
В отличии от коммерческого ПО, в GIMP реализованы только действительно полезные и часто используемые функции Разработчики GIMP не заинтересованы в постоянном наращивании функционала, в котором не нуждаются пользователи, и регулярном выпуске новых версий графического редактора.
Возможности
Традиционно GIMP считается свободным аналогом ряда проприетарных редакторов (чаще всего называется Adobe Photoshop), хотя сами разработчики часто возражают против такой формулировки.
Работа с фотографиями
В GIMP присутствует достаточно неплохой набор инструментов цветокоррекции:
* кривые;
* уровни;
* микшер каналов;
* постеризация;
* тон-насыщенность;
* баланс цветов;
* яркость-контраст;
* обесцвечивание.
При помощи фильтров, инструментов, масок и слоёв с разными типами наложения (всего 22) можно:
* выравнивать заваленный горизонт;
* убирать искажения, вносимые оптикой;
* корректировать перспективу;
* выполнять клонирование объектов с учётом перспективы;
* кадрировать фотографии;
* удалять дефекты вроде пыли на матрице (штамп, лечебная кисть);
* имитировать использование различных цветофильтров;
* «вытаскивать» потерянную детализацию в тенях;
* многое другое.
Реализовано управление цветом.
Рисование
* несколько рисующих инструментов;
* свободно масштабируемые кисти;
* поддержка графических планшетов.
Экранные фильтры
Дополнительные возможности по коррекции изображений на протяжении всей работы реализованы в виде экранных фильтров. К ним относятся:
* имитация разных типов дальтонизма (протанопия, дейтеронопия, тританопия);
* гамма-коррекция;
* коррекция контраста;
* управление цветом.
Настраиваемый интерфейс
* плавающие палитры легко группируются и перегруппируются;
* возможна полная перенастройка клавиатурных комбинаций, действий мыши, а также устройств ввода вроде Griffin Powermate;
* любое меню можно превратить в свободно перемещаемое окно (GNU/Linux/UNIX).
Автоматизация
Отсутствие средств автоматической записи сценариев компенсируется в GIMP большим числом языков, на которых можно писать сценарии:
* TinyScheme, иначе Script-Fu (в комплекте с программой);
* Python (в комплекте с программой);
* Ruby;
* Perl;
* C#;
* Java (экспериментально, часть проекта gimp-sharp);
* Tcl (в настоящее время не поддерживается).
С помощью этих инструментов можно писать как интерактивные сценарии и модули для GIMP, так и создавать изображения полностью автоматически, например, генерировать «на лету» изображения для веб-страниц внутри программ CGI или выполнять пакетную цветокоррекцию и преобразования изображений. Следует отметить, что для пакетной обработки изображений всё же лучше подходят пакеты наподобие ImageMagick.
Недочёты, их решение и пути обхода
В настоящее время использование GIMP в коммерческом дизайне, полиграфии и фотографии сопряжено с рядом сложностей, а во многих случаях и вовсе невозможно:
* нет поддержки плашечных цветов (и палитры Pantone — по лицензионным соображениям);
* нет полноценной поддержки цветовых моделей, CIELAB и CIE XYZ;
* нет поддержки режима 16 и более разрядов на цветовой канал;
* нет поддержки HDRi и операторов отображения тонов;
* нет процедурных (коррекционных) слоёв и эффектов слоёв.
Многие из упомянутых недочётов планируется устранить на втором этапе перехода к использованию библиотеки GEGL.
Существует расширение для экспорта в TIFF с цветоделением в CMYK и цветопробой.
Взято с сайта Wikipedia.org