Прочитав Никитину записку по
Rise of Tomb Raider и полюбовавшись на симпатичные скрины, я подумал, что возможно его красочные описания подтолкнут меня к приобретению этой игры. Не то, чтобы прям очень хотелось, все таки перезапуск Лары оставил некий осадок (о нем ниже), да такой, что я даже не следил за разработкой продолжения, но вдруг... В общем, решил я подготовится на всякий случай и пройти первую часть. Это было плохое решение, потому что хватило меня всего на пару часов. Все дело в том, что игра хоть и проходилась в последний раз года два назад, но все равно я ещё слишком хорошо её помню и играть уже откровенно неинтресно. Это как с ДЭ. Я все порываюсь перепройти всю серию, но заигранная до дыр Origins меня тормозит. В общем, пока принес, что наиграл. Будет ли продолжение - не знаю, во всяком случае не скоро.
За 20 лет своего существования серия
Tomb Raider не раз терпела полный перезапуск. Первый раз он случился в 2006, когда в свет вышла
Tomb Raider Legend, и второй в 2013, когда вышла одноименная игра с годом выпуска вместо подзаголовка. В этот раз снова полностью переписали историю и биографию Лары, а также заметно её омолодили. Пропали и фирменные английские штучки мисс Крофт, меня, например, дико коробит, когда она произносит "Ок". Британцы, а Лара у нас всегда была коренной англичанкой, да ещё и аристократкой, не говорят "Ок", это чисто америкосское словечко.
Теперь Лара ещё никому неизвестный, начинающий археолог, отправляющийся в свою первую серьезную экспедицию в составе экипажа корабля "Эндьюранс". Экспедиция не заладилась с самого начала, таинственный остров Яматай, они не нашли, финансирование вот-вот могут прекратить, поэтому Лара уговаривает команду искать остров совсем в другом месте, ориентируясь не на карты и книги, а на свое чутье. Нехотя, но команда соглашается. За основу Яматая и его правительницы Пимико взяты полу-мифическое японское государство Ямато и императрица Химико соответственно, причем, как само государство так и его загадочная правительница до сих пор являются объектами споров и спекуляций. Ямато можно смело ставить в один ряд с Шангри-ла и Гипербореей - вроде когда-то это место где-то было, но где оно сейчас не знает никто, кроме Анны Чапман и доморощенных "экспертов" с Рен-тв.
Неподалеку от какого-то японского острова начинается сильный шторм, корабль разваливается на части, а большинство членов экипажа погибают. Сама Лара едва не тонет, но все же находит в себе силы спастись. Её выбрасывает на берег, неподалеку от группы выживших, она зовет их на помощь, но они не слышат её, зато слышит кто-то другой и подкравшись сзади, вырубает её ударом по голове - уже вторым, первый раз она навернулась головой, когда бежала с тонущего корабля.
Приходим в себя в жутковатой пещере, замотанные в какой-то грязный кокон и подвешенные за ноги.
С трудом освобождаемся, при этом Лара падает на торчащий из земли кусок ржавой (!!!) арматуры, который насквозь пробивает ей левый бок. Хорошо хоть не правый. Поначалу она конечно всячески изображает боль и ужас, но уже спустя 10 минут довольно резво бегает и прыгает.
И тут начинаются не просто сюжетные дыры и нестыковки, а прямо таки форменное безобразие. Лара понятия не имеет, что такое заражение крови и внутренние (про внешние уже молчу) кровотечения, а её болевому порогу можно только позавидовать. Она конечно морщится, кричит и стонет, периодически хватается за свою рану и по-всякому изображает страдание, но ей совершенно не веришь, просто потому, что с такой раной и в обстановке полной антисанитарии: заплывы по каким-то вонючим затопленным катакомбам, грязь и пот, открытая рана просто напросто воспалилась бы уже в первые часы. Но это Лара, её только базука возьмет.
Проковыляв немного вперед, осматриваемся и видим повсюду кости, трупы, и жутковатые свечи.
С трудом выбравшись из пещеры, оказываемся на утесе и нашему взору открывается берег, буквально усеянный останками кораблей, причем самых разных временных эпох, от старинных галеонов, до современных военных кораблей.
Выживших нигде нет, но Лара находит их временный лагерь и сумку своей подруги Саманты, из которой забирает видеокамеру, рацию и коробок спичек.
Смеркается, начинается дождь, и Лара решает разбить лагерь, чтобы согреться и собраться с мыслями. По закону жанра в коробке осталась всего одна спичка, но её хватает, чтобы разжечь костер. Спички, конечно, очередной прикол...
Лара взяла их в сумке Саманты, но откуда у Саманты коробок охотничьих спичек, да ещё и пустой - тоже не понятно. Спишем, на очередную причуду золотой молодежи, может они прикуривают охотничьими или каминными спичками, я не знаю.
Пока греемся решаем посмотреть последнюю запись на камере Саманты, из которой узнаем кое-что об экипаже, а заодно то, что именно Лара виновата в случившемся - по её наводке экспедицию и занесло к этим берегам.
Обратите внимание, Саманта сидит за столом и читает книгу, а кто снимает все на камеру?
Отдельного упоминания заслуживает и смена времени суток, она тут воистину мистическая. Только что мы брели по утесу днем, но вот земля под нами проседает, мы катимся вниз, и через секунду оказываемся в овраге уже... ночью.
Самое время познакомится с членами экспедиции, потому что некоторые из них сыграют не последнюю роль в сюжете. Надо отметить, что персонажи получились на редкость шаблонными и картонными, как в общем-то и весь сюжет игры. Немалая заслуга в этом принадлежит главной сценаристке игры - Рианне Пратчетт, дочери того самого Терри Пратчетта. Писательский талант, весьма специфический, Рианна явно унаследовала от папочки, тоже автора хоть и плодовитого, но очень своеобразного. Вот и придумала... слабенькую историю о взрослении юной девушки. Местами, правда, увлеклась, потому что в детстве слишком много смотрела Рембо и несколько напутала между физическими возможностями хрупкой девушки и Сильвестра Сталлоне. О том, что есть такие понятия как логика и последовательность Рианна тоже не в курсе, что, я, в свою очередь могу снова списать на влияние её отца, который тоже логику в свои произведения категорически не пускал, выставив на входе стражу с автоматами. Нет, не подумайте, сюжеты в играх о Ларе и раньше не претендовали на приз гильдии сценаристов, но тут прям вообще...
Итак, наши выжившие:
Иона Майава. Бывший военный, а ныне корабельный кок. В игре исполняет роль третьей березки слева. Согласно официальной биографии славится непревзойденной физической силой, на деле её не демонстрирует, предоставив возможность сражаться с врагами Ларе. Зато готовит вкусно.
Конрад Ротт. Тоже бывший военный, а ныне вольный искатель приключений на свою Ким Кардашьян. В игре исполняет роль Индианы Джонса без шляпы. И местами отца Лары. К слову, с родителями Лары тоже знаком, можно сказать, является другом семьи.
Саманта Нисимура. Лучшая подруга Лары. В игре исполняет роль вечной заложницы. Начинающий режиссер-документалист, который худо-бедно пытается снять фильм об экспедиции. Веселая, богатая, красивая. Как и зачем отправилась в экспедицию - непонятно, видимо в качестве бонуса, за то, что её семья эту самую экспедицию проспонсировала.
Алекс Вайс. Так же известный как "старая аватарка Тео" и жертва Регины Дубовицкой и фотошопа. Кто знает, тот понял.
Ещё одна березка из массовки. Хакер, который маскируется под техника. Конечно, хакер в археологической экспедиции это офигеть какой важный человек...
Что он делает на корабле понять невозможно, более-менее эта загадка решается только при прочтении комикса-приквела. Тайно страдает по Ларе.
Джеймс Уитмен. Всемирно известный археолог из числа тех, кто раз в жизни случайно раскопал ночной горшок какого-нибудь фараона, пока перекапывал грядки под капусту, а потом всю жизнь вел познавательные передачи на Дискавери. Истеричен, инфантилен, плаксив. Старательно изображает из себя главного человека на корабле, на деле просто жопка от колбасы, неспособная даже рыбину почистить на обед.
Джослин Рейес. Типичная стереотипная черная женщина. Резкая, саркастичная, эмоциональная. Рычит на всех, кроме Ротта, от которого тайно имеет 14-и летнюю дочь. Корабельный механик, вечно всем и всеми недовольна, и зачем вообще потащилась в экспедицию тоже сама с трудом понимает. Полезность для команды нулевая, влияние на сюжет нулевое.
Ангус Гримальди или просто
Грим. Типичный моряк. Типичный шотландец. Старый дружок Ротта. На корабле исполняет роль... а шоб был. В сюжете исполняет роль зрелищно погибшего примерно в середине игры старика.
Лара Крофт. Молодой археолог, с врожденной способностью притягивать к себе неприятности и оказываться в неправильное время, в неправильных местах. Богатая наследница из семьи коллекционеров древностей, но деньгами родителей предпочитает не пользоваться. Вся из себя правильная убер-неубивашка с элементами классической Мэри-Сью. С легкостью переносит любые физические и моральные травмы, мастерски овладевает любым видом оружия просто разок подержав его в руках, читает на всех языках мира, включая забытые, судя по уровню исторических знаний, историю и мифологию начала изучать за много лет до того, как была зачата. Со слезами на глазах убивает оленя, ибо кушать хочется, позже осатанев от шашлыка из оленины, не моргнув глазом вырезает целые отряды сектантов.
Анонсируя игру, разрабы соловьями распевались об уникальной системе и о том, что Ларе придется буквально выживать на негостеприимном острове, с трудом добывая себе еду и средства первой помощи. На деле, за все время прибывания на острове, она поест... один раз. И то по квесту, в ходе которого нас научат пользоваться луком. В остальное время в охоте нет никакой необходимости, многочисленное зверье можно подстреливать только ради опыта и то в разумных пределах. Если перебить слишком много оленей или ворон, то выскочит окошко, что в этой области осталось слишком мало зверья и опыта теперь будут давать совсем мизер.
Основная концепция серии - непосредственно расхищение гробниц и поиск древних артефактов сведен на нет. Изредка на карте можно найти малюсенькие малогабаритные гробницы хрущевского типа и как и полагается они будут напичканы различными ловушками или загадками, но решив их вы не найдете какой-нибудь уникальный артефакт, вы всего лишь получите сундук битком набитый запчастями, с помощью которых можно улучшать оружие. Это вам не раньше, когда ценные находки заботливо помещались в витрины в поместье Крофт и на досуге можно было их разглядывать. Очень большая потеря ящитаю. Тем более, что этих запчастей и так дофига по всему острову и ценность у них нулевая. Артефакты, будь то древняя японская статуэтка или помятая фотография солдата времен Второй мировой щедро раскиданы по карте, но их поиск скорее утомляет, нежели увлекает, сравнить это можно с поиском сундуков в АС или знаков Загадочника в Бэтмене. Из симулятора исследователя игра стала
якобы симулятором выживания, причем очень посредственным. Типичный боевичок, только вместо Стивена Сигала, который на фиг никому не упал, поставили миллионами любимую Ларису Ивановну Крофт. Вроде как недостаток духа исследования обещали учесть в продолжении, так что это стоит уточнить у Никиты. Если же над этим не поработали, то я очень огорчен.
Итак, проведя ночь у костра, утром решаем, что прежде, чем двигаться дальше надо поесть. Из поесть у нас только оленина, но её ещё добыть надо.
Впрочем, это несложно, ведь для нас заботливо оставили самодельный лук, на одном из трупов. Это ведь интереснее, чем заставить героиню сделать такой лук самой, правда? К слову, получив лук, Лара брезгливо отряхивается после контакта с трупом... и ничего, что ещё вчера она была замотана в грязные тряпки и перемазана явно не своей кровью, а позже лазила по пещере буквально усыпанной человеческими останками. Застрелив дрожащими руками маму Бэмби, Лара, заливаясь горючими слезами театрально просит у тушки прощения и вырезает небольшой стейк. Я не знаю, с таким успехом можно было просто кусочек мяса из оленихи вырезать и отпустить её. Только тушу перевела. Откушав шашлычка, мисс Крофт прихватила найденный лук и собралась уже было искать свою команду, как на связь с нами выходит Ротт. На радостях Лара впадает в истерику и слезно просит его забрать её, но он говорит, типа соррь, не могу, давай сама, а? Милый Ротт. Зато чуть что, так Лара, ты мне "как дочь, которой у меня никогда не было".
Ну ладно, идем искать группу и Ротта. Раны? Какие? Все уже зажило.
К слову о ранах. Игру можно смело назвать ещё и симулятором страданий. Я не буду перечислять многочисленные способы зрелищно умертвить мисс Крофт, поверьте, такие извращения даже авторов Пилы заставляют задуматься, а её страдальческие стоны слушает и заучивает перед сном Мария Шарапова. Но и без смертей, над Ларой как только не издеваются. За время игры её как минимум дважды бьют по голове, протыкают арматурой, швыряют об скалы и ледяные глыбы, натравливают на неё стаи волков и группы вооруженных сектантов, прижигают её раны раскаленным наконечником стрелы, загоняют в капканы и ловушки, швыряют с различных высот, поджигают и топят, пытаются придавить падающим самолетом и заморозить. Добавьте сюда ещё отравления газом и попытку изнасилования и список все равно будет
далеко не полным. О синяках и ссадинах я вообще молчу.
Маленькая ремарка. Не стоит воспринимать мой очерк как разгром, это совсем не так. Я могу распинать игру за её косяки - а их таки есть у неё, но Лару я все равно люблю нежною любовью и эта серия давно уже в списке любимых. И хотя у данной игры достаточно и плюсов, начиная от проработки самой Лары и заканчивая кинематографичностью - камера все время подстраивается под движения игрока и ловит самые выгодные ракурсы, минусов все же больше - надо признать, что первый блин в новом перезапуске вышел не комом, но весьма комковатым. В целом-то игра хорошая, но это не та Расхитительница гробниц, которую я знал.
Говоря о проработке персонажа, стоит отметить и динамично изменяющийся внешний вид Лары. К ней и её одежде липнет грязь и кровь, которая смывается водой, одежда по ходу игры изнашивается и рвется, на теле появляются новые ссадины и т.д. Приемчик не новый, но очень эффективный. Если же кому-то не хочется играть Ларой-оборванкой, то в наличии имеется несколько альтернативных нарядов, типа Лары-летчицы, или Лары-коммандос, такие наряды не изнашиваются. Владельцы относительно мощных видеокарт могут включить опцию, придающую волосам Лары большую реалистичность. К сожалению, на момент выхода игры эта технология была ещё сыроватой, из-за чего особой реалистичности нет, скорее наоборот, а вот нагрузка на железо заметно возрастает. Сейчас это дело работает уже лучше, в третьем Ведьмаке, например, реалистичные волосы по прежнему выглядят как проволока, зато мех животных просто загляденье. И все это при минимальной нагрузке на железо.
Побегав по лесу, и полазив по каким-то заброшенным военным бункерам, выбираемся с другой стороны леса и вот она Саманта, сидит себе у костра и травит байки... Да не одна, а в компании какого-то Матиаса. Он якобы тоже потерпел кораблекрушение и вообще весь из себя добрый дядюшка, бывший учитель. И снова госпожа Пратчетт тупит, даже не пытаясь подкинуть неожиданный сюжетный поворот, практически прямо говоря нам - это плохой парень, атеншн! Разве что неоном его не обмотала.
Но какой там, никто этого не видит, даже убер проницательная Лара, просканировав незнакомца подозрительным взглядом тут же принимает его за своего. И ничего, что несколько часов назад, кто-то огрел её по голове и подвесил в пещере, это ведь явно не Матиас или его дружки... никаких подозрений, на необитаемом острове наверняка куча других маньяков. При этом сама Лара, а вернее её спасение, проходит довольно незаметно. О, Лара! Ты тоже выжила? Ну круто, круто, Матиас, так что, говоришь, там обещают в новом сезоне Игры престолов?
Саманта видимо в шоке, девушку не напрягает, что они только что едва выжили в кораблекрушении, оказались на каком-то незнакомом острове, половина их группы погибла... Саманта предпочитает не париться и травит у костра лагерные страшилки про императрицу Пимико. Та, оказывается была весьма влиятельной, правила армиями самураев, была бессмертной, управляла погодой, а кое-кто даже уверяет, что по её приказу всходило солнце.
Лара, притомившись засыпает, а когда просыпается, то ни Сэмми, ни Матиаса уже нет. И тут опять по новой - не пройдя и пяти метров она попадает в капкан и подвергается атаке волков. Отдохнула? Теперь продолжай огребать дальше.
К счастью на шум сбегается остальная группа, которая все это время вообще не понять где была. Решаем разделиться. Четыре человека, причем одни мужики - Рейес тоже за мужика сойдет, идут искать Ротта, а искалеченная Лара с колбасной жопкой идут искать Сэмми. Честно поделились, да?
А о том, что из этого вышло вы узнаете в другой раз. Не скоро, потому что сейчас проходить дальше у меня нет никакого желания.