Еще по поводу 4 фолача, интересным мне показалось вот что. Почему его разработчики так сильно угорели по своей фракции Института, выдуманной специально для тройки и четверки, что если выберешь не ее, тебе после финала сюжета приходит трагичное письмо о том, какая ты бесчеловечная сволочь, и провались ты пропадом в тот самый кратер? Вот я как раз в первое прохождение сразу после выхода игры проходил за тот самый Институт, и не потому, что игра так назойливо к этому подталкивает, а потому что мне любопытно было оценить, а вот как было бы хорошо вообще никогда не выходить из Убежищ, а жить всегда в чистоте, тепле и сытости, в отличие от всех окрестных бомжей, и использовать технологии старого мира, чтобы покорять бескрайние просторы пустошей. Институт - это фактически оно самое и есть.
Но так уж благостны эти парни на самом деле, как уверяют всех и каждого, и самых себя в первую очередь? Якобы они - единственная надежда человечества, и только они в состоянии, через непрерывный научно-технический прогресс, "спасти цивилизацию". Вот как по мне - они самые настоящие уроды. Это становится очевидным, если трезво оценивать того человека, которого игра нам подсовывает в качестве олицетворения Института и его идей. Ну правда, что в моральном плане представляет собой этот тип, который во всей этой конторе главный? Показательна сцена ближе к концу сюжета, когда он, впервые за 60 лет своей жизни вылезши на улицу, стоит в уединении на крыше и взирает на внешний мир с высоты. "Нет, ну какое же счастие, что Институт меня похитил! Он же на самом деле спас меня от всей этой убогой помойки, такшта я только что убедился, какой я молодец, и мы все точно правильно делаем". А ничего, что на самом деле Институт его, конечно, не спасал, ему просто нужна была самая белая лабораторная мышь для очередного эксперимента, понятного только ему самому? А ничего, что в процессе "спасения" сего спесивого гаврика одного из его родителей просто шлепнули на месте как таракана, а второму сохранили жизнь только потому, что нужен был "запасной" материал для экспериментов? Многомудрый директор института хоть раз за всю игру, хоть как-то сожалеет или горюет о смерти маманьки/папаньки? Да сейчас, его комментарий - это "вообще да, как-то неудобно получилось, но это ж ради общего блага". А сильно ли он скучал по второму родителю все эти годы, прекрасно зная, как до него добраться? "Я ж тебя для того и выпустил, что просто позырить хотел, как ты будешь взаимодействовать с этими дикими туземцами". Пока родитель с языком на плече и роняя слюни бегал по всей пустоши, разыскивая свое чадо, то чадо над ним очередной опыт ставило. Потому что оно такое по жизни, у него все ради науки. Ну ладно, может быть, это одной семье в целом свете так явно не сфартило, что ути-пуси-благостный институт не задумываясь ее разрушил для своих высоких "научных" целей? Вовсе даже нет - при чтении записок в самом здании выясняется, что кража Институтом людей и подмена их совершенными копиями-роботами, опять-таки в своих целях - это вовсе не сказки суеверных постаповских туземцев, а чистая правда. Может, не в таких масштабах, как верит народ, но все же. Для пущего эффекта, в той же записке написано, что "все свидетельства экспериментов на поверхности тщательно зачищаются". Даже если речь идет об экспериментальном выращивании секретных генномодифицированных бобов или кукурузы, всех туземцев, кто хоть случайно что-то такое мог увидеть или подумать - в расход. А как происходит вербовка Институтом новых сотрудников в тех единичных случаях, когда он соблаговолит увидеть в ком-то из туземцев не скотину тупую, а некоторый нужный себе потенциал? Прямо в дом к соискателю почетной должности вламывается агент с толпой охранников-роботов и настойчиво убеждает его типа добровольно пойти с ними. В квесте не говорится, что происходит в случае категоричного отказа, но внятно намекается, что по логике добреньких институтских дяденек, несостоявшегося сотрудника вполне могут и шлепнуть, ибо если он оказался им бесполезен, он же превращается фактически во врага, который точно знает о существовании Института и точно не думает о нем ничего хорошего.
В общем-то, сколько бы беседковые квестмахеры ни тужились, у меня их любимая фракция сейчас вызывают острую антипатию. Когда институтские свысока вещают о "помойке" - они ведь не столько радиацию и мутантов имеют в виду, а живущих на пустоши людей, "дикарей", с их точки зрения. Точнее, для них они не люди вообще, а скоты, которых они расчеловечивают в лучших традициях эсэсовцев. Дикаря можно на всю жизнь разлучить с родными, обманывать его и эксплуатировать как угодно, а то и просто грохнуть, если он много знает или стал обузой. Чего его жалеть-то? Он же дикарь, их там наверху еще миллионы бегают. А Институт - он ради блага всего человечества светлое будущее строит в самом прямом смысле, история его оправдает и всё ему спишет. Мне просто непонятно, почему беседковские сценаристы так настырно меня убеждают, что я должен верить на слово добрым дядям, которые сами про себя говорят, что они добрые дяди и хотят "всему человечеству" счастливого будущего. А кто моему персонажу даст гарантию, что эти дяди не настолько же добрые, как другие дяди, из Анклава, которые хотят от избытка доброты в своей доктрине выпилить все население мира как "нечистых мутантов" и "начать все заново", населив планету своими "незапятнанными" высочайше одобренными потомками? Вот если очередного доброго дядю из Института накроет такая же светлая идея, сколько секунд он будет рефлексировать по участи "дикарей с помойки", которые у него над головой живут, прежде чем начнет собирать очередную умную вундервафлю, чтобы поубивать их к постядерной матери ради блага науки и будущего цивилизации?