Мир Тьмы - это невероятно проработанная и масштабная линейка настольных ролевых игр, включающая в себя кучу под-линеек посвященных различным мифическим существам: оборотням, вампирам, магам, феям и т.д. В далеком 2004 году на основе линейки вампиров была создана примечательная РПГ, сразу получившая культовый статус среди геймеров и несмываемое даже годы спустя клеймо "Шедевр".
Игра вышла крайне сырой и забагованной, да еще и в неудачное время, из-за чего совершенно не окупилась, а студия-разработчик была расформирована. Но даже в таком виде она полюбилась миллионам игроков и обросла огромной фан-базой, благодаря которой даже спустя 14 лет Маскарад не забыт, а умельцы за это время не только исправили все проблемы в фанатских патчах, но и восстановили из файлов игры тонну контента, который не успели добавить к выходу сами разрабы, а это множество новой музыки и звуков, квестов, персонажей и даже новые локации. На данный момент игра все так поддерживается, последний патч вышел буквально на днях и по сравнению с сырым релизом, играть в неё сейчас истинное удовольствие.
От себя добавлю, что это моя первая РПГ, и безусловно одна из лучших, потому что тут можно отыграть именно ту роль, и создать именно тот характер, который хочешь ты сам, а не который тебе навязывает сценарий. Прокачка реально важна и из-за каждого очко опыта приходится ломать голову, потому что вложенное не туда, оно нам потом аукнется. Каждый навык важен и формирует не только нашего героя как личность, но и значительно меняет геймплей. Стоит упомянуть еще и великолепные диалоги с шикарным черным юмором... Это, действительно шедевр, такое уже не делают.
Мир Тьмы похож на наш, только бок о бок с нами живут существа, которых принято считать плодами воображения. Живут по мере сил скрытно, ведут свои многовековые войны, плетут многокилометровые интриги и просто стараются выжить и найти свое место под... ну, уж явно не под солнцем, в общем. А началось все очень-очень давно...
Жил-был Каин - тот самый, братоубийца. После своего изгнания он долго скитался по миру, пока не встретил Лилит. Согласно мифологии игры, Лилит была первой ведьмой, и обучила проклятого бессмертием Каина различным манипуляциям с кровью, что позволило ему стать первым и сильнейшим из вампиров. Поматросив Лилит, Каин снова отправился странствовать, но в конце-концов, устав от одиночества, осел в древнем городе Енохе, где обзавелся почитателями, которых вскоре обратил в себе подобных. Именно эти вампиры и являются предками всех нынешних. Каждый из них имел разные способности и отличительные качества, которые передаются из поколение в поколение, разделяя вампиров на различные, нередко противоборствующие кланы, представители которых уникальны.
Годы шли, вампиры множились, грызлись друг с другом, грызлись с людьми, и что важнее всего - убивать друг друга, что Каина в корне не устраивало. В конце-концов, он ушел, предоставив своих горе-потомков самим себе, но пообещал им однажды вернуться и пожрать их всех. Тысячи лет вампиры процветали, пока не наступили Средние века и эра Инквизиции. В конец обнаглевшие кровососы вдруг осознали, что люди могут представлять для них угрозу. Несмотря на свое могущество, вампиры все же малочисленны и не так уж неуязвимы, поэтому во времена расцвета "охоты на ведьм" особо сознательные из них объединились в секту под названием Камарилья, и создали свод правил, названный Маскарадом. Правила эти просты и сводятся к одному - не высовывайся. Хочешь жить - позволяй смертным думать, что вампиры всего лишь миф. Подставляя себя, подставляешь других, а раз так - голова с плеч, ибо не фиг.
Современное общество вампиров очень многогранно, как я уже сказал сеттинг Мира Тьмы невероятно проработан, поэтому стоит познакомить вас с основными понятиями.
Камарилья - Единая Россия в мире вампиров. Доминирующая секта, по-умолчанию объединившая под своим крылом большинство вампирских кланов. Члены Камарильи строго соблюдают Маскарад и подчиняются другим вампирским законам и правилам, что, впрочем, не мешает им продолжать грызться друг с другом.
Шабаш - секта вампиров, отвергающих Маскарад и презирающая цивильную Камарилью. Они убеждены, что люди - не более чем скот и нужно подчинить их, а не скрываться от них. Беспредельщики, короче.
Маскарад - свод несложных правил выживания для современного вампира. Не пей кровь на виду у смертных, не демонстрируй им свою природу, и тд. Нарушение Маскарада строго карается, вплоть до окончательной смерти. При потере нескольких очков Маскарада (всего их пять), мы рискуем привлечь к себе нежелательное внимание со стороны охотников на вампиров, а при потере всех пяти наши же собратья могут начать на нас Кровавую охоту. Думаю, можно не объяснять, что это такое. Впрочем, даже потерянные очки можно восстановить, периодически такая возможность нам дается.
Человечность - тонкая ниточка, которая удерживает вампира от окончательного превращения в кровожадного монстра. Способность сострадать. Человечность в игре можно прокачивать как любую другую способность, а её потеря, как в случае с Маскарадом имеет свои последствия. Человечность можно повышать и просто совершая какие-то милосердные дела, и терять за счет неоправданной жестокости. Потеря нескольких пунктов человечности лишит нас части реплик в диалогах - мы начнем дичать. Опускание уровня человечности до минимума сделает нашего перса неуправляемым, в любой момент, особенно в состоянии голода, он может начать набрасываться на всех подряд, что в свою очередь ведет к нарушению Маскарада.
Зоны - все локации делятся на три зоны: в зоне Маскарада запрещено использовать видимые дисциплины и публично питаться. В Боевой зоне можно все. Элизиум - безопасная зона. Как правило, это какой-то клуб или логово могущественного вампира. В Элизиумах заблокировано использование оружия или дисциплин.
Дисциплины - вампирские сверх-способности. Часть из них универсальны и доступны всем кланам, но как правило у каждого клана они свои. Делятся на заметные при использовании и незаметные. Первые можно спокойно использовать в присутствии смертных, природа других настолько противоестественна, что ведет к нарушению Маскарада. Например, навязать человеку свою волю - можно, а вот бегать рядом с ним со скоростью света - нельзя.
Принц - старый и могущественный вампир, под управлением которого находится какой-нибудь крупный город. Принц - камарильская должность, соответственно его влияние распространяется только на представителей этой секты. Именно к Принцу обращаются за дозволением вампиры, желающие создать потомство, и именно Принц выносит смертные приговоры в случае нарушения Маскарада.
Охотники на вампиров - потомки той самой Инквизиции, ныне известные как Общество Леопольда. Их влияние в мире сейчас заметно снижено, но их фанатичная вера и навыки охоты на вампиров, периодически портят вампирам не-жизнь.
Гули - человеческие слуги вампиров. Вампир поит гуля своей кровью, что позволяет сформировать между ними крепкую ментальную связь. Гули - не полноценные вампиры, но выпитая вампирская кровь увеличивает их физическую силу и замедляет их старение. Особо преданных гулей могут даже обратить в награду за верную службу.
Сир - вампир-мамочка, вампир-наставник. Если по каким-то причинам новообращенный вампир лишается сира, то как правило долго он не живет. Общество вампиров крайне скрытно, и на первых этапах птенцу без наставника просто негде обучаться даже основам. Он либо погибает по своей глупости, либо опять же по незнанию нарушает Маскарад, за что уничтожается либо выследившими его охотниками, либо своими же.
Слабокровные - вампиры-неофиты, все чаще появляющиеся в последнее время. Вампирская кровь в их жилах настолько слаба, что они неспособны сами обращать и развивать в полной мере свои способности. У некоторых даже невозможно идентифицировать клан, к которому они принадлежат. Вампирское общество презирает их, а их сиры-обратители без зазрения совести бросают их, предоставляя самим себе. Кроме того, появление слабокровных для многих еще и зловещий знак приближения Геены - вампирского апокалипсиса, когда пробудятся древние прародители кланов и сам Каин явится, чтобы пожрать свое потомство.
Кровь - нямка. Бывает разная по качеству, и добывается тоже по разному. Можно подкараулить кого-нибудь в темном переулке, можно купить проститутку и потребовать все в том же переулке гемоглобинового удовлетворения. Соблазнить девицу в клубе, или случайного знакомого на улице. Не особо притязательные могут даже пить кровь из крыс, а для гурманов есть доступ к банку крови, где к их услугам аккуратные пакетики с кровью разных групп. Питаясь из людей, крайне важно не выпивать их досуха, т.к убийство невинного человека ведет в потери человечности.
Ну, и самое главное -
кланы. В сеттинге их огромное кол-во, в игре тоже немало, но в качестве игровых нам доступно всего семь основных образующих костяк Камарильи.
Бруха - анархисты и бунтари. Бруха отличаются вспыльчивым нравом и пренебрежением к законам. Их непревзойденная физическая сила делает из них прекрасных бойцов, но вот характер... дипломаты из них никакие. Зато дурного очарования полные штаны.
Гангрел - дикари. как и Бруха они прекрасные бойцы, но с социальными навыками у них еще большие проблемы. Гангрелы - одиночки, живущие в отдалении от крупных городов, и предпочитающие общество себе подобных или людей обществу животных. Их дисциплины позволяют им как призывать себе на помощь различных представителей животного мира - от классических волков до туч насекомых, так и принимать звериный облик самим - частично или полностью.
Малкавиан - психи. Все без исключения Малкавиане безумны, каждый по своему. Но несмотря на то, что их разум расколот на тысячи осколков, они невероятно проницательны и умны, многие из них владеют пророческим даром. Главная особенность Малкавиан в том, что они могут насылать безумие и на других. Внушить несчастному мысли, настолько ужасные, что он буквально умирает от страха, довести его до истерики, или до состояния берсерка, яростно набрасывающегося на всех вокруг, принудить что-то сделать или сказать - все это для них легче легкого. Кроме того, они могут становится невидимыми. Играть Малками очень весело, эти ребята могут разговаривать с телевизорами и дорожными знаками, но для первого прохождения я бы их не рекомендовал. Все дело в том, что для Малков полностью переписаны все диалоги в игре. Они безумцы, и понять околесицу, которую они несут в беседах не всегда просто. Но весело, собеседники ведь тоже мало, что понимают, что создает массу забавных ситуаций. А еще Малки периодически слышат голоса в голове, почти как Сенуа в Hellblade. Они могут внезапно рассмеяться, или заплакать. Визуально безумие малкавиан выражается в периодических галлюцинациях, плюс все электрические провода на столбах и не только извиваются в их глазах как живые.
Вот как выглядит один и тот же диалог для обычного вампира и малка:
Носферату - уроды. Обращение полностью меняет внешность носферату, превращая их в отвратительных монстров. Их кожа покрывается язвами и бубонами, зубы торчат во все стороны, а уж запах... Особенности их клана вынуждают их жить тесными общинами в канализациях. Но уродство не затрагивает их разум, они невероятно умны и хитры, нет шпионов лучше носферату. Это самый сложный для игры клан, т.к их уродство невозможно скрыть никакими ухищрениями и им даже не нужно совершать что-то незаурядное, чтобы нарушить Маскарад - достаточно просто пару раз показаться на глаза смертным. Всю игру носферату вынуждены перемещаться в тенях или по канализационным тоннелям, а уж о таких навыках, как соблазнение можно даже не мечтать.
Тореадор - гедонисты. Тореадоры полная противоположность носферату. Они невероятно красивы и изящны, а вся их жизнь сплошное развлечение. Они крайне неравнодушны к искусству и красоте во всех их проявлениях. Тореадоры не лучшие бойцы, но это самый социальный клан. Их внешность, манеры и навыки позволяют им вращаться в обществе смертных легко и непринужденно. Но их повышенная чувствительность имеет и свои минусы - все действия с человечностью для них удваиваются, т.е там, где другой вампир потеряет одно очко человечности, Тореадор потеряет два.
Тремер - колдуны. Тремеры не тру-вампиры, они не ведут свой род от Каина. Когда-то они были обычными колдунами, обманом и силой заполучившими обращение. Трансформация лишила их магической силы, но уже будучи вампирами они смогли создать новое искусство - тауматургию, магию крови. Из-за их происхождения другие кланы относятся к ним в лучшем случае с осторожностью, что вынуждает тремеров держаться тесными группами в стороне от остальных. Как и малкавиане они могут внушать свою волю другим, а их магические навыки позволяют им творить с кровью жертв самые невероятные вещи.
Вентру - элита. Представители аристократии, банкиры, и прочие сливки общества. Клан Вентру мнит себя вершиной вампирской эволюции и считает своим бременем заботу о менее... благородных собратьях. Именно представители этого клана чаще всего становятся Принцами городов, а их управленческие навыки позволяют им получить все, что они захотят и решить любую проблему... чужими руками. Одной из отличительных особенностей этого клана является то, что они могут питаться только чистой кровью, в идеале "голубой". Нет, вампир-вентру, конечно может выпить из проститутки или бомжа, но его нежный желудок не удержит в себе такого сорта кровь.
Лично мне ближе Тореадоры, но я люблю играть Малками. Они веселые ребята. Угадайте, как я назвал своего фрика? Гыы...
А вот как выглядит лист навыков и характеристик персонажа.
Мама наверняка говорила Агроше, что не стоит идти ночью в сомнительный отель с не менее сомнительной случайной знакомой и вот результат: ночь, замызганный номер, обещание нашей спутницы "кое-что" нам показать, и испуганный крик Агроши в ночи... Похоже, спутница была из Таиланда. Или оказалась вампиром.
Приходим в себя, уже с лишенной девственности шеей и явными физическими, а в нашем случае, еще и психологическими, изменениями в теле.
Внезапно в комнату врываются незнакомцы, пронзают нас с горе-любовницей кольями и куда-то забирают. Приходим в себя на сцене театра, временно исполняющего функции суда.
Оказывается, нас судят. Наша полоумная-сир, обратила нас без разрешения Принца города Себастьяна Лакруа, а наказание за это - смерть. Окончательная. Лакруа долго и занудно рассуждает перед жиденькой толпой явно скучающих вампиров о необходимости следовать правилам ради выживания и прочие бла-бла-бла, после чего его горилла-телохранитель отрубает нашей подружке голову.
Т.к мы всего лишь неоперившийся птенец, ничего не знающий о мире вампиров, и наша потенциальная наставница только что скончалась, Лакруа считает, что милосерднее для нас (и безопаснее для общества) будет последовать вслед за ней. В этот момент из зала раздается недовольная брань - некоего Родригеса явно утомило выслушивать этот бред.
Принц на пару секунд задумывается, после чего милостиво дарует нам жизнь. Распустив толпу, он объявляет, что нам теперь придется оправдать его доверие, а для этого нам предстоит стать его мальчиком на побегушках. В частности, нам нужно отправится в Санта Монику и встретится с его гулем Меркурио, который выполняет там какое-то важное поручение. И все - топай теперь Агроша на все четыре стороны, ночь ждет тебя.
На выходе из театра нас поджидает некто Джек. Джек - легендарная в Мире Тьмы личность: бывший пират, яркий представитель клана бруха, непримиримый анархист и весельчак. Его позабавило, как с нами поступили и он предлагает нам помощь в освоении нашей новой не-жизни.
При прокачке определенных навыков становятся доступны цветные реплики в диалога: синие - убеждение, зеленые - запугивание, розовые - соблазнение, красные - помешательство, они только для нашего безумного клана.
Обучение азам игры, проще говоря. В ходе обучения нам предстоит вместе с Джеком сбежать из театра, на который как раз напали вампиры из Шабаша, после чего Джек нас оставляет, и мы отправляемся в Санта Монику.
Игра началась...