Об этой игре после её выхода говорили, казалось, с каждого утюга. Превозносили Элизабет, возведя её на пьедестал лучших женских персонажей видеоигр. Наделали кучу мемов с "Букер, лови!", а я добралась до неё только сейчас. Вообще не зная, что в ней будет, помимо некоторых сюжетных спойлеров. И это незнание было огромным плюсом, ведь тогда начинка игры поражает намного больше...
1. Я не ожидала, что это будет жестоко
Просто это первое, на что сильно бросается в глаза. В самом начале нас выпускают гулять по красивому, яркому городу, парящему в облаках. Мы бродим по улицам, разглядываем пышные цветущие клумбы, слушаем будничные разговоры прохожих, смотрим небольшие документальные видео для туристов, а потом в один момент происходит ЭТО.
Создатели умно ввели игрока в заблуждение, дав ему достаточно привыкнуть к милой обстановке, чтобы за секунду перевернуть всё с ног на голову. Голову того чувака, которому болгаркой просвеливают голову. И всё это крупным планом, на весь экран.
Да, мне было известно, что передо мной шутер, но шутер шутеру рознь. Приблизительно в этот момент ты понимаешь, что это не ты будешь играть в этом мире, а этот мир будет играть с тобой. По своим, жестким и кровавым правилам, завернутым в яркий фантик.
И дело скорее не в самой кровище как таковой, а в пугающем контрасте, нарочито выделенном и выведенном на первый план. Солнечные улицы, усеянные трупами. Весело машущие механические автоматы, продающие оружие и патроны. Мультяшные, практически детские постеры по всему городу, призывающие убивать. И тут мы постепенно подходим ко второму пункту.
2. Я не ожидала, что это будет крипово
Если начать присматриваться ко всем вышеперечисленным деталям, окружение игры начинает немного пугать. Хотя началось всё еще задолго до перестрелок, еще в самом начале, когда ты видишь фанатичное поклонение местным святым, что уже само по себе дает понять, что этот мир сошел с ума. Тема религии, концепция которой специально была вывернута наизнанку, тоже добавляла свой, будоражащий какой-то неправильностью оттенок в повествование.
А дальше все эти детали становятся более явными. Огромный, забрызганный кровью портрет счастливой семьи. Мрачные щелкунчики, будто повешенные. Трупы, кровавые надписи на стенах. Таинственные Лютесы, отрешенные, но четкие и выверенные, словно швейцарские часы, чьи появления и диалоги лишь добавляют ощущение иррациональности происходящего.
И это я еще не говорю про одну из финальных локаций, пустую и тихую, наполненную странными существами в масках, готовыми разодрать тебя голыми руками. Как по мне - самое стрёмное место в игре, с учетом того, что боезапас там пополнить негде и приходится играть по их правилам - передвигаться стелсом, единственный раз за всё повествование.
А концовка? Вот уж где точно крыша едет. В определенный момент кажется, что это просто бредовый сон, который вот-вот закончится, а вместо пробуждения ты видишь финальные титры, ошарашенно пытаясь разобраться в увиденном. Но не буду спойлерить, лишь перейду к следующему пункту, который и создает подобные запутанности.
3. Я не ожидала, что это будет временная головоломка
Шутер, психодел, уверенно нагнетающий обстановку. Что еще? Параллельные миры не хотите на десерт? С прыжками во времени. И у истоков всего - эта странная парочка.
Впрочем, если быть достаточно внимательным, то можно не дать игре обмануть себя в полной мере. Принимая правила игры, слушая аудиозаписи разных персонажей и диалоги, перестаешь быть слепым котенком, плывущим по течению сюжета. Хотя всё равно голова кругом идет от всех этих скачков по мирам. Одно незначительное решение - прыжок - и что же тебя ждет? Кажется, всё вокруг то же самое, но нет, тебе только кажется.
4. Я не ожидала, что здесь будет магия
Сначала мне казалось, что ее добавили просто для разнообразия боевки. Горящие руки, призыв кровожадных воронов - разве всему этому может быть место в таком технологичном мире? Может. Все эти способности будто перекочевали из фэнтези и сначала даже смотрятся немного инородно, но потом привыкаешь и уже не обращаешь внимания, запуская очередной фаербол в толпу нападающих врагов.
К сожалению, бои я не скринила, будучи полностью погруженной в процесс и не отвлекаясь на снимки экрана. Но стоит отметить, что все способности выглядят зрелищно, они доступны для прокачки (а некоторые для покупки) и иногда надо подумать, какую из них выгоднее использовать в бою. И это я еще не говорю про способности Элизабет, из-за которых и случается весь сыр-бор.
5. Я не ожидала такого сюжета
Да, я не была в курсе сюжетной начинки, но явно не ожидала подобной глубины и трагизма. Как-то поначалу всё довольно весело выглядит, даже с внезапными вбросами в активные перестрелки, но сюжетная линия со временем набирает обороты, задевая за живое.
Конечно, обращая внимание на разные детали, прошлое главного героя, постепенно догадываешься, в чем дело, и становишься более подготовленным к разгадке, которая ждет за очередной волной врагов. Но все равно магическая составляющая, прыжки между мирами заставляют оставаться в любопытном, предвкушающем нечто грандиозное неведении. Даже несмотря на тот факт, что главный спойлер я знала уже давно, все равно ведущая к нему история, а затем и концовка застали врасплох и оставили шокировано сидеть в задумчивости, поглядывая на финальные титры и не давая выключить игру. Там еще остался Burial at sea, но я к нему пока не готова, это бы переварить сначала.
Визуал
Отдельным пунктом хочется отметить визуальную составляющую. Помимо разнообразного дизайна уровней ребята художники знали, что делали, играя со светом, отражениями, постановками кадра. В игре довольно много уголков, которые просто хочется остановиться и сфотографировать.
Элизабет
Тоже заслуживает отдельного упоминания. Пройдя игру, я наконец-то поняла, почему её так превозносили. Я бы даже назвала именно её центральным персонажем игры, а не Букера. Именно она является двигателем сюжета, именно за ней всегда идет Букер, сначала принужденно, затем по собственной воле. Именно она находит разгадку, делая в конце судьбоносное, и такое тяжелое для себя самой решение.
На протяжении всей игры мы наблюдаем за развитием ее характера, когда из обычной дамы в беде, немного наивной и по-детски милой, она превращается во взрослую девушку, которая умеет за себя постоять и не даст водить себя вокруг пальца. Меняется даже её внешний вид, тем самым давая понять, насколько она выросла морально. За ней не идешь потому, что так надо по сюжету, за ней идешь, желая защитить и спасти, а это уже многого значит, когда персонаж способен вызвать такой отклик.
Озвучка
Стоит ли много говорить, если здесь присутствует Господь Бог всея озвучки Трой Бэйкер? О, да, Букер, говори побольше. Остальные тоже на уровне. Кстати, про самого главного героя - его лицо несколько раз мелькает на протяжении игры на агитпостерах, а один раз даже дают на него издалека посмотреть в полный рост, что меня очень даже порадовало, ведь обычно в таких играх от первого лица даже зеркала замыливают.
Итог
Безумно понравилось. Дайте еще. Понравились даже отсылки к первой части, город под водой, в котором я не была, ведь не играла.
К сожалению, 15 часов геймплея (даже с учетом завтыков и обшаривания каждого угла) это катастрофически мало для подобного сюжета, хочется еще, но любое продолжение здесь невозможно хотя бы потому, что попросту убьёт весь шарм этой истории. Наверное, через пару лет перепройду, заново осмысливая происходящее с учетом знания финала и понимания, что на самом деле здесь происходит, а пока буду настраиваться на дополнение с нуарной Элизабет.