1) Уана или островные аумауа - это туземцы. У них кастовая система, племена, разные обычаи, разные вожди... Есть королева Онеказа, которая сейчас пытается объединить их всех в "каханга", потому что понимает, что иначе им просто не выстоять против иностранного вторжения. По одному их просто съедят. Сейчас она старается особо не нарываться, потому что в открытом конфликте против рауатай и вайлианцев шансов нет. Некоторые уана понимают, что её дипломатичность - вынужденная и, скорее всего, временная; это вопрос выживания; а некоторые видят лишь то, что королева слишком много позволяет пришельцам, и не хотят лебезить ни перед ней, ни перед иностранцами. Отсюда и внутренние конфликты.
За уана топит Текеху.
2) Рауатай или прибрежные аумауа - это военное государство. Их сила в пушках. Они приплыли на острова и хотят их захапать, потому что дома у них всё очень плохо с ресурсами и климатом, а тут - такой рай! Это же несправедливо, что таким богатством владеют какие-то дремучие, слабые, отсталые уана, которые им и распорядиться-то правильно не умеют! Кроме того, свой приезд на острова они считают возвращением на историческую родину, так как много-много лет назад здесь жили их предки. Рауатай уверены, что они возвращают своё по праву и заодно делают одолжение своим более отсталым младшим братьям.
Я так поняла, аумауа были когда-то одним народом и жили на островах. Но после катаклизма одна часть бежала на континент, подмяла под себя местных, закалилась, технологически развилась, военизировалась, воспитала себя по новым обычаям и теперь, много лет спустя, вернулась на острова с понтами и претензиями. Это и есть рауатай.
За рауатай топит Майя. Латунная цитадель - их посольство.
Эту фракцию называют ещё "Королевская компания Архипелага", что может сбить с толку. Думаю, здесь имеется в виду король рауатай, оставшийся на континенте в Такоа. Именно его интересы они представляют здесь на Архипелаге. А не интересы местной королевы Онеказы, как может показаться из названия.
3) Вайлианские республики - торговая держава. Их сила в деньгах, связях и науке (анимантии). Считают себя двигателями прогресса и самой передовой нацией. Открыли на островах богатые залежи насыщенной адры и быстренько к ним присосались. Сияющая адра - это и деньги, и материал для опытов. Местами напоминают черных риэлторов, так как не стесняются использовать бюрократическую невежественность туземцев себе во благо, чтобы захапать ещё больше. Я про них ещё много чего "хорошего" могу сказать, также как и про рауатай, но это уже потом))
За них топит Паледжина.
Вайлианцы и рауатай - соперники. Каждый пытается съесть пирог под названием "Архипелаг Мертвого Огня" целиком. Мнения вождей местных племен, в том числе королевы Онеказы, никто особо не спрашивает.
4) Пираты. Когда в Старой Вайлии запылали огни революции, отпрыски знатных семей быстренько оттуда свалили и организовали что-то типа своего морского братства - Принчипи син Патрена или "Принцы без Родины". В последние годы в их пиратскую флотилию стали вступать и те, кто никакого отношения к Старой Вайлии никогда не имел, отсюда и внутренние конфликты. Теперь эту группу можно условно разделить на "Принчипи" (основатели и традиционалисты) и "Пиратов новой волны" (пришлые, без корней в Вайлии). У них там серьёзные этические разногласия.
Серафен, если я правильно поняла, топит именно за "Пиратов новой волны". (Они так не называются на самом деле, это я уже себе для удобства придумала, чтобы хоть как-то обозначить две стороны конфликта. Официально они все ходят под флагом Принчипи)
Итак, у нас есть Архипелаг с королевой, она властвует над Аумауа, которые разделены на касты. За них топит Майя.
Не, Майя вообще не любит аборигенов. При том что и она сама и её братик Кана родились на островах, если я правильно поняла. В детстве их увезли на побережье, и теперь она жуткий фанат рауатай. Если б их не увезли, тоже была бы одной из уана.
Есть еще внекастовые островные аума (или как их)
Если не ошибаюсь, уана - все кастовые.
Плюс есть какие-то чуваки с Латунного острова, которые хотят адру выключить, чтобы она не досталась торговой компании и те перестали разорять острова.
Это те самые рауатай. И если я правильно поняла, адру они хотят уничтожить не потому, что заботятся об экологии Архипелага, а потому что хотят подгадить своим конкурентам Вайлианцам. Самим рауатай никакой особой пользы от сияющей адры нет, они не умеют её обрабатывать, они больше по пушкам, аркебузам и т.п., а вот вайлианцы из неё много чего выжать смогут: и деньги, и материал для экспериментов.
Вроде клан воров, заправляющий Глоткой во главе с Дерео, но пираты туда не входят, или входят, я не поняла
Дерео - один из представителей Принчипи. Тоже раньше плавал, но сейчас вышел на пенсию по состоянию здоровья и теперь заправляет делами Принчипи на Некитаке, в Глотке его "офис" находится. Не самое приятное местечко выбрал себе для офиса, прямо под боком у "неприкасаемых" ропару, но, видимо, не хочет Онеказе глаза мозолить. А в Глотку королева и не суётся особо, ей сейчас вообще нет дела до низших каст, у неё с иностранцами проблем хватает.
Про первую часть PoE:
1) К Сагани вернулся Итумаак! Лучше поздно, чем никогда!
2) Про уговор между богами не вмешиваться в мирские дела таки было сказано прямым текстом даже в самой игре. Из диалога с Римргандом в храме в Вязах-Близнецах:
"Даже сейчас она [Воедика] едва соблюдает договор богов, по которому мы должны оставить дела земные в руках смертных. Она использует Таоса в тех случаях, когда не может сделать ход сама".
3)
Как я чуть выше упоминала этот же диалог, мне показалось что речь идет о новом типе людей - переродившихся через созданное "богами" Колесо
Мне показалось, и это в том числе. Возможно, что энгвитанские аниманты ставили эксперименты не только над простыми людьми, но и над собой. По словам того фамира с 9-го(?) уровня, который раньше экспериментировал над созданием вечной жизни, один из его подопытных описывал своё новое состояние как отстраненность; боль оставалась, но она переставала иметь значение. Услышав это, наш анимант, которого в тот момент как раз беспокоила старая рана, поставил опыт на себе. Ну и в результате тоже стал по сути нежитью.
Возможно, на нижних этажах, где проходили эксперименты с переселением душ, тоже случалось нечто подобное. Первые эксперименты, естественно, на подопытных, а если результаты нравились, то можно и самим через Колесо пройти. Всё-таки над улучшением породы работали.
То есть, как мне показалось, Дети Колеса - это и новый тип людей, и сами создатели, первые представители этого типа, в последствии добившиеся ещё больших высот, а именно ставшие богами.