В Р А Т А
Этот текст предназначался для публикации в моем дневнике, поэтому в нем нет обращений к автору, зато попадается масса лишних подробностей. В итоге мне помогли прийти к выводу, что здесь для него более подходящее место.
Частенько я заглядываю в некоторые сериалы, просматриваю их и закрываю, понимая, что читать это пока не смогу, хотя вижу, что сюжет намечается очень в духе того, что мне обычно нравится. «Увы, не сейчас, – думаю я. – Возможно, когда-нибудь, когда события уйдут далеко-далеко вперед…» Не знаю, каким местом я почуяла, что момент настал. Вчера я прочитала ВРАТА.
Начало произвело на меня двоякое впечатление. Я уже не раз признавалась в том, что не люблю фантастику и увлекаюсь любовными романами. Тут надо, как говорится, уточнить дефиниции. В свое время я прочитала очень много произведений в жанрах фантастики и фэнтези, количество книг приближается к тысяче, хотя я вряд ли вспомню хотя бы 90% из них. Со временем меня стало просто очень сложно удивить. А вот любовных романов я прочитала за всю жизнь едва ли сотню, и здесь планка качества у меня стоит намного ниже. Поэтому первые главы сериала и вызвали у меня противоречивые чувства.
С одной стороны, меня смущали плохо проработанный мир, суперуникальные рейнджеры, шаблонные герои, потрепанная временами и авторами интрига (вспомним хотя бы «Дюну») и вообще необязательность самой фантастической составляющей при намечающемся сюжете. Всё это отлично могло происходить в России, в 2011 году, даже диалоги переделывать не пришлось бы.
Романтическая линия печалила не меньше. Неожиданное превращение робкого фермера Грейди в опереточного злодея, встреча Энжи и Рика, особенно рассыпавшиеся листки, «глаза в глаза» и то, как он взял вину на себя, потом сцена в душе, тупой Дамон и робкий Легран – я словно увидела попурри из той несчастной сотни любовных романов, с которыми мне довелось познакомиться.
С другой стороны… эстет во мне ликовал. Текст читался очень легко, он против воли завлекал меня вперед и вперед. А иногда попадались прямо-таки настоящие алмазы, один из таких я утащила в цитатник, насчет остальных сомневаюсь, потому что ничего особенного там не сказано, но, Боже мой, до чего же красиво!
Правда, некоторые моменты сильно мешали поддаться очарованию слога. В самом начале много «воды», лишних фраз и замечаний, без которых можно было обойтись, на мой взгляд. Может быть, дело в том, что читатель еще не вовлечен в события, а потом начинает глотать текст абзацами и перестает обращать внимание на такие глупости. Также сильно отвлекали постоянно повторяющиеся однотипные ошибки. Их всего три: неправильное согласование деепричастных оборотов со сказуемым (они больше всего сбивают с толку), необособленные сравнительные обороты и слитное написание частиц («чтож», «врядли»). Больше всего раздражало неожиданное выскакивание современных реалий. То Майк затянет песню «Машины времени», то заговорит про матрицу, то Энжи заговорит на украинском… Только втянешься – и тебя вдруг словно по голове треснут вот такой странной деталью.
Но вернемся к достоинствам. Главное среди них – это, безусловно, великолепные иллюстрации к сериалу . Я сохранила себе добрую половину, а потом долго-долго их рассматривала. Ненавязчивая обработка, удивительные ракурсы, сложные постановки, проработанные интерьеры – мне казалось, что я смотрю дорогущий голливудский блокбастер.
В общем, изредка постукивая по столу кулаком от недовольства, но чаще – радуясь красивым описаниям и зависая над шикарными скринами, я добралась до того момента где Энжи взяла за руку Леграна (после того, как Грейди послал его к Марио). Мне сложно объяснить, просто это настолько "моё"...
Vainona сказал(а):
пальцы продолжили свой невесомый путь по руке Леграна. Замерли, коснувшись ладони, разливаясь теплотой по прохладной коже. Парень застыл, как завороженный, растерянно дрогнули ресницы, ладонь сжалась, но поймала лишь воздух. Ускользнувшие было пальчики, словно дразня, оказались у него на запястье, на секунду заключив его в нежные оковы.
Можно, я немного поцитирую? У меня девять страниц цитат накопировано, но половина из них просто на память, а не для комментария. Так вот, о чем это я? Windrose поплыла-а-а… Я будто прилипла к экрану и под впечатлением проглотила еще несколько глав до нового полноценного появления Леграна на сцене. С огромным удовольствием прочитала воспоминания Энрике о катастрофе. Скрины в этой части получились особенно красивыми и реалистичными. События описаны трагичные, страшные, но нигде не перегнута палка, рассказ не превращается в слезодавилку. Оно и понятно, ведь повествование ведется от лица очень сдержанного персонажа.
Кстати, этот прием со сменами повествователей мне очень понравился. Впервые он появился во время поездки Энрике на базу рейнджеров и стал для меня очень приятным сюрпризом. Особенно удачно он вписался здесь, во время рассказа Энрике, очень удачно и ненавязчиво. Несмотря на то, что всё повествование шло от третьего лица, автор очень легко дал читателю почувствовать, как поменялась м-м-м… точка обзора, вот. В дальнейшем Энжи и Энрике периодически будут передавать инициативу друг другу, и это станет приятным бонусом, и я почти ни разу не вспомню, что такой легкий поворот камеры – классика любовных романов в мягкой обложке…
Особенно порадовало описание жизни базы, слова Майка о течении времени на базе. Это была первая вкусная деталь выдуманного мира, из тех, что мне так не хватало, когда я ругалась про бессмысленность фантастики в сочетании с таким сюжетом. Именно такие моменты заставляют читателя поверить в реальность описываемых событий.
Образ Майкла тоже стал постепенно дополняться новыми штрихами. Его былая «звездность» выглядела немного притянутой за уши, но, в то же время, очень шла ему. Упоминание о почти телепатической связи между ним и Энжи, возникшей в результате «обмена», вызвала острое чувство дежавю. Речь идет о временном обмене телами/сознаниями?
Отдельно хочу высказать свое мнение об Энрике. На первый взгляд – он классический герой любовного романа. Думаю, что он еще проявит себя в будущим, но пока у меня, к сожалению, нет основания для смены точки зрения. Но меня радует таинственность, которая окутывает его образ. Он считает себя «другим», и я почему-то не уверена, что дело только в том, что он раб. По его обмолвкам можно понять, что его необычность связана с таинственными Вратами. У меня не сложилось впечатления, что он родился рабом. Однажды он упоминает о том, что и Грейди, и его отец, и его дед пытались вбить ему в голову, что он ничтожная тварь. Сколько же ему лет на самом деле? Это его машинальное «кофе» наводит на мысль, что он вовсе не уроженец Байлы. Он скрывает фамилию своего отца, обладает стратегическим мышлением, и явным опытом командования. В общем, он загадка не меньшая, чем таинственный ксилл.
Кстати, о ксилле. Если мои догадки верны, и одним из его свойств является увеличение продолжительности жизни, возвращение молодости или исцеление от какой-то страшной болезни (намеки автора на то, что Энжи хочет добыть его в частности для Дэйва, показались мне довольно прозрачными), то параллель со спайсом/меланжем из «Дюны» становится неприлично явной. Но с другой стороны, если принять во внимание, что здесь поиски ксилла – это только декорации для истории отношений, то можно спокойно закрыть на это совпадение глаза. Кстати, я имею в виду отношения в широком смысле: Энрике и Энжи, Грейди и его приспешники, Энжи и Дэйв, Энжи и Легран, Легран и Энрике, Энрике и Грейди…
Собственно, Грейди тоже мне не совсем понятен. Я вижу заготовку отрицательного персонажа, этакий полуфабрикат злодея, который робко начинает приобретать в рассказе человеческий облик. Не в том смысле, что он становится добрее, а в том, что у его жажды уничтожить мир (в нашем случае – добыть ксилл и не потерять Энрике) начинают проявляться хоть какие-то мотивы. И за ними явно стоит какая-то давняя таинственная трагедия… Но иногда поступки Грейди мне очень нравятся. Только я никак не возьму в голову, как этого человека можно было принять за простого фермера. То, как он вел себя на базе, не раз заставило мне улыбнуться. Крассавчег – самое подходящее для ситуации слово. Это царское похлопывание по плечу и торг за Энрике, заставивший и Энжи, так гнушавшуюся рабства, оценивать человека в денежном эквиваленте – всё это действия опытного манипулятора. Хотя Грейди больше похож на неопытного, но очень талантливого.
То, что он в отместку за биоридер нацепил на Рика «ошейник», было как-то странно. Зачем, если Грей так дорожит своим рабом? Хотя эпизод с обезвреживанием этого опасного аксессуара был впечатляющим, еще одна занимательная деталь, дополняющая картину мира будущего.
В общем, так я и добралась до того момента в тексте, когда мозг у меня выключился напрочь. А произошло это, едва Энжи вытащила Леграна на танцпол. Не знаю, пропали с этого момента ошибки в тексте начисто или я просто перестала их замечать. Автора словно подменили. Точнее, подменили его чуть раньше, когда Энжи только вернулась на базу и з своей поездки к шахтам. Качество диалогов, описаний, размышлений героев, реалистичность мира – все вдруг вышло на другой уровень, перестало быть схемой.
Но самой любимой моей сценой на данный момент является именно это случайное свидание Энжи и Леграна. Едва ли я смогу сейчас вспомнить что-то, способное по своей чувственности и глубине сравниться с ней. Невинный флирт, переросший в ночь откровений, описание прикосновений и мыслей, неожиданно открывшиеся читателям стороны характера совершенно картонного до этого персонажа – всё это было просто великолепно. Отсюда и до самой последней опубликованной главы мне хотелось вынести в цитатник каждую строчку. И было безумно жаль парнишку из-за того, что он второстепенный герой и ему ничего не светит… Но он ведь все равно не сдался, не признал поражение, а еще и раздразнил саму Энджи! Шикарный финал главы. Энжела была права, на планете, где есть женщины, у него будет ба-а-альшое будущее!))
Vainona сказал(а):
Пальчик, секунду назад остановивший жаркий шепот, всё еще касался внезапно пересохших губ, но теперь он не запрещал, не останавливал, а словно звал за собой, манил, обещая награду.
Парень осторожно коснулся её губ, как дегустатор дорогого вина, пробуя поцелуй на вкус, сначала медленно, словно перебирая оттенки незнакомого букета, но с каждой секундой всё более распаляясь и скатываясь к алчному желанию испить до дна незнакомый напиток, пусть даже он окажется ядом. Пугаясь своей дерзости, чуть неумело, но жарко и страстно он припал к её устам, становясь все настойчивее в поисках наслаждения. Кровь, струящаяся по венам, требовала кислорода, легкие вожделели вдоха, но губы не могли покинуть источник этой жажды, заставляя его задыхаться и балансировать на тонкой грани безумия. И он разрывался между глотком воздуха и невозможностью оставить желанный плод. Но, в конце концов, не выдержал, оторвавшись от её губ для жадного вдоха, пытаясь успокоить бешено скачущее сердце. Замер, ожидая ответного поцелуя. Но получил совсем не то, о чем грезил.
Вот этот абзац и весь диалог после него – это было невыносимо красиво! Сама ситуация, эмоции героев, текст… Наслаждаясь этим букетом, я словно чувствовала себя на месте Леграна. Хотелось и прочитать все залпом – и тянуть это блаженство бесконечно.
Vainona сказал(а):
- Опять ты со мной играешь, - засмеялся парень, обнял её за талию, и закружил, высоко подняв над землей, на пустой площадке танцпола, напевая какую-то дурацкую мелодию.
У меня просто комок к горлу подступил от этих слов, от этого скрина… Он выглядит самым простым в этой фотосессии, но по настроению своему понравился мне больше всех. На нем и Легран, и Энжи выглядят так необычно для своих ролей, вот именно после него я поверила, что они – живые люди.
Рассуждения Леграна о том, что до своего безоблачного будущего он не доживет, больно кольнули в сердце. Здесь я снимаю шляпу перед автором: демонический образ Марио создается вот такими редкими обмолвками, и я с нетерпением предвкушаю момент его появления в сериале. Мысль о том, что Легран непременно погибнет, мелькнула у меня еще тогда, когда он предупреждал Энжи у флаера. Такие парни всегда погибают в фильмах. Просто теперь, благодаря этой сцене, его жизнь стала стоить дороже, и автор не пожертвует им за первым же поворотом. Я пытаюсь побороть стереотипность своего мышления и убедить себя, что Леграна ждет счастливое безбедное будущее на другой планете, но поверить в это все равно не могу…
Его воспоминания о прошлом добавили немного выпуклости складывающейся у меня картине мира. Особенно ее оживила история необычных эпидемий. Повышенная смертность среди женщин отлично объясняла то, как чересчур неравнодушно относятся жители ранчо к предводительнице рейнджеров.
События в пещере выглядели весьма впечатляюще. Обычно я всегда путаюсь, когда в текстах включается режим slow motion, пытаясь с огромным трудом сообразить, кто, куда и как упал. Так было и в случае с рассыпавшимися картами при первой встрече Энрике и Энжи, так было и во время оползня.
Vainona сказал(а):
Почувствовав, что он вот-вот сорвется с крошечного карниза у стены, Энжи сцепила руки в замок у него за спиной, притягивая к себе и вжимаясь всем телом в скалу.
- Нет, не держи меня! Я утащу тебя вниз… Энжи, не надо! – шептал он, каким-то чудом балансируя на самом краю. - Энжи, не надо, пожалуйста!
- Ну, уж нет! – Она не знала, слышал ли он её бормотание. - Я не отпущу тебя… Я тебя не отпущу!
И он сдался.
Больше не было разделяющей их дистанции. Не было тех миллиметров, что он оставил между собой и ей. Они вжались в скалу, слившиеся в одно тело. Энжи замерла, прижимаясь щекой к его шее, вдыхая его запах, чувствуя, как усиливается желание коснуться губами кожи. Забывая о том, где они и что происходит. А потом… На вдохе, едва касаясь губами, оставляя прохладный незримый след на шее, подняться выше, к его губам. И, обжигаясь дыханием, слиться в поцелуе. Не закрывая глаз, растворяясь в их темном мареве. Навсегда.
Внизу живота колыхалась горячая волна, заставляющая не замечать падающие сверху камни. Они больно царапали руки, но Энжи лишь крепче обнимала Энрике, притягивая к себе, теряя остатки реальности от его близости, от обжигающего дыхания у виска.
Не знаю, зачем я это цитирую, мне просто хочется снова и снова перечитывать этот отрывок… Спасительные объятия на грани жизни и смерти, желания Энжи описаны очень сильно, прям пробирает! Но здесь, как и всегда при чтении подобных сцен, меня не покидали мысли о некоторой нереальности происходящего. Способен ли человек в таком состоянии думать о чем-то, кроме спасения своей или чужой жизни? Не знаю, возможно ли такое на самом деле, но, раз уж подобные ситуации повторяются в литературе бесконечно, наверное, нам очень хочется в них верить… Диалог на платформе, после которого Энрике, наконец, хоть чуть-чуть приоткрылся, понравился мне больше. Ёжики… Так мило и неожиданно.
Вся последняя глава стала для меня настоящей табакеркой с сотней чертиков)) Сначала поступок Леграна. Я глазам просто не поверила. Вот что значит – полнокровный, живой, неоднозначный герой! Аплодирую стоя! Этот мальчик-мужчина не перестает меня удивлять. Вот тут и проявилось его истинное отношение к рабам. Он считает их… равными себе. Иначе не принимал бы Энрике за соперника.
Отповедь Энжи получилась по театральному эффектной. Не в том смысле, что не натуральной, наоборот, она возникла в самый нужный миг в самом нужном месте и выплеснула на Леграна всё негодование читателей! У меня вот прямо эти слова в голове крутились, я чуть вслед за Энжелой в экран не плюнула!
Забытая майка напомнила то, как настойчиво Энжи просила Рика раздеться в его первый визит на базу)) А аналогия с сиамскими близнецами вернула к диалогу в зазеркалье.
Vainona сказал(а):
Она замерла, болезненно отдирая себя от него, как будто разрывая сросшихся сиамских близнецов, в нелепой надежде что выживут оба, напуганная своими эмоциями и желаниями. И только после того, как его сердце перестало биться у неё в груди и его ровный бит отдалился, она смогла отпустить Энрике, убрать голову с его груди, расцепить кольцо рук. И спокойно взглянуть ему в глаза.
Какова же сила запрета в голове у Энрике, ведь он чувствует то же самое?! Все, что он до сих пор думал о рабстве, казалось мне немного преувеличенным. Словно мне пытаются сказать «гляньте, какой ужас!», но на самом деле мысли его не похожи ни на рассуждения человека, родившегося рабом, ни на рассуждения человека, им ставшего. Либо совсем не потому Энрике считает себя «другим», не из-за того, что он только раб. Человек, когда-то бывший свободным, не сможет принять такое мировоззрение даже через сто лет в ошейнике на рудниках. Каждый раз меня словно царапают эти его «почему они меня не ненавидят, разве они не понимают, какой я?» Причина, отталкивающая его от Энжи, должна быть по-настоящему серьезной. Если бы он беспокоился о том, что зависит от Грейди и потому не имеет никаких шансов… пока что вот именно эти таинственные размышления Энрике о том, что он «другой» и все должны его за это ненавидеть, вызывают у меня максимум вопросов во всей истории. Но, как я понимаю, в них и заключена главная интрига. Может быть, повторяются они слишком часто и почти дословно…
Vainona сказал(а):
И, как новое испытание, эти объятья после выпада Леграна. Просто благодарность. А он… завелся. Пытался удержаться, но чужие руки не слушались, отгрызая себе пространство по миллиметру, приближаясь к ней, словно жадные воры, желающие украсть частичку ее тепла. Он снова сдался, как там, в пещере.
«Но там… там, - успокаивал он себя, - там это было нужно».
Может, в экстремальных ситуациях она не чувствует какой он? Глупая надежда. Но в её взгляде не было ненависти, брезгливости или презрения. А было что-то такое, от чего сладко колыхнула жаркая волна в груди и, устремившись вниз, едва не смела остатки его разума сумасшедшим желанием.
Дважды сдался за пару часов… Вот интересно, если Леграну со своей ревностью все-таки удастся заронить в его душу хоть крупицу сомнений, как дальше будет вести себя Энрике с Энжи? Не замкнется ли еще больше? Но мне кажется, шансы на то, что Энрике, подозревая о взаимности своих чувств, сорвется вот в такой ситуации в следующий раз, увеличиваются в разы.
В рейтинге любимых сцен второе место у меня занимает диалог Леграна и Энрике в финале девятой главы. Прям бальзам на душу, я почти прослезилась. В начале этого сообщения я словно от сына отреклась, а тут он вдруг… В общем, было так неожиданно и приятно. На данный момент мне этот герой кажется самым живым в истории. Но теперь, зная возможности автора, я понимаю, что и для всех остальных действующих лиц такое оживление – это вопрос времени.
Энрике снова улетает, да еще успевает намекнуть читателю на какие-то невоплощенные планы. Чего он хочет? Теперь за него еще страшнее, чем раньше, ведь получается, что он в опасности не только на ранчо, но и в шахтах, причем даже в большей. Что он задумал? Чем это обернется для него и для всех остальных…
Vainona сказал(а):
У Энжи тоскливо сжалось сердце. Что за сумасшедший мир. Вот так просто он готов вернуться в свой ад, а ей суждено каждый раз отпускать его, словно на смерть.
- Нет... Прости мой эгоизм, хотела убедиться, что у тебя все хорошо.
Цитата совсем не из этого места, но так подходит. Вот она, главная коллизия, а я-то думала, зачем весь этот фарс с договором. Но если бы Энрике все время был под присмотром, то Энжи могла бы успокоиться. А так – он не принадлежит ей полностью, его судьба не в ее власти. И это только подливает масла в огонь.
Что меня смутило
Неприкрытый логотип БМВ на «Скайвэе» без каких либо комментариев по этому поводу. Автомобиль позиционируется как изготовленный специально для Энжи… Ладно, это не так уж и важно, правда? Больше вопросов у меня вызвали дороги с разметкой при наличии летающего транспорта. Позже появление в сюжете байков вопрос сняло.
А вот тема рабства так и осталась для меня загадкой. При первом упоминании о нем говорится, что «рабство отменили на всех планетах Федерации лет пятнадцать-двадцать назад», при этом позже Энжи заявляет Энрике, что никогда с рабством не сталкивалась лично, хотя ей явно не 20 лет. К тому же, рейнджеры провели на Байле уже довольно продолжительное время – и ничего не заметили?! Они ведь видели бухгалтерские отчеты у Дэна Бейкера, из них все должно было стать вполне понятным, ведь в них ни разу не была бы упомянута зарплата работников шахты, но при этом были бы учтены расходы на «ошейники». Серая бухгалтерия? Но ради чего, если планета все равно не входит в Федерацию? Не менее странной показалась идея Дэйва о моментальном вывозе всех рабов с Байлы. Как такое вообще можно осуществить, если не телепортацией? Если рейнджеры умудрились невесть сколько проторчать на планете и вовсе не подозревая о рабстве, каким образом они вычислят общее количество рабов и их местонахождение?
Также вызвала вопросы капсула с антидотом, которую Энжи дает выпить Энрике без всякой предварительной диагностики. Этакое «от всего», которое, тем не менее, надо принимать несколько раз. Но тут уже больше придирки.
Еще улыбнуло то, что Энжи не в состоянии определить размер одежды на глаз, и похоже – не она одна, изобрели ведь для этого специальный прибор. Но при этом она помнит размеры одежды и обуви своих подчиненных, раз сразу говорит Энрике, у кого что можно будет позаимствовать. Не понимаю, что ей без всяких дополнительных измерений помешало подумать «Он примерно того же телосложения, что и тот-то тот-то»? То, что она размеры обуви помнит и вовсе странно – она сама занимается заказом формы? Ладно, это уже мои профессиональные придирки.
Энжи быстро собрала на голове прическу, когда торопилась от Энрике к Леграну… и так и ходила с ней потом несколько недель. Даже пару недель спустя сидела у кровати Энрике в топе того же самого платья. Тут уже нельзя не пройтись по стилю предводительницы рейнджеров в целом. К несчастью, это болезнь всех иллюстраторов фантастики – стремление одеть главную героиню как можно откровеннее. Меня удивило, что здесь сам автор так поступил. Если Энжи такая опытная соблазнительница, то должна понимать, что чем меньше участков тела обнажено – тем больше шансов на успех.
И последний момент. Спасательная операция Майка за трупом Рэндалла. Это все очень благородно, он тоже человек и бла-бла-бла… Но ведь могли погибнуть товарищи Энджи, те, за кого она несет ответственность. Почему, поняв, что Грейди просто-напросто утопит труп в болоте, она не остановила Майка? Ведь он мог и не вернуться оттуда вовсе. Лучше бы потратили время и силы на исследование других, полезных в их поисках тоннелей. Это жестоко, конечно, но она ведь и не мать Тереза, а предводитель отряда. В принципе, мне понятна и её логика в этом случае, и то, зачем вообще эпизод с подъемом трупа нужен был в сериале, просто вот такие вот размышления вызывает этот эпизод. Человечность рейнджеров (нельзя бросить тело товарища) противопоставлена бесчеловечности Грейди и Байлы вообще. Очень правильное и красивое решение… Собственно, главная ценность эпизода именно в этих противоречивых мыслях, возникающих у читателей, поэтому без него никак нельзя было обойтись.
В качестве заключения
Вот зачем я этот сериал прочитала? Надо было дотерпеть до его закрытия. Он настолько «мой», я теперь жить спокойно не могу, я вчера и сегодня вообще была потерянным для общества человеком, пока находилась под впечатление… А теперь впереди ожидание редких обновление. Был момент, когда я, за две главы до конца, поняла, как мало осталось, и побежала пить чай, что-то делать, чтобы оттянуть конец. Так хочется немедленно раскрыть все тайны, увидеть всех «наших» счастливыми, а «чужих» - наказанными по заслугам. Но я надеюсь, что этот сериал будет продолжаться еще долго-долго, страниц этак пять, а пока что можно перечитывать те девять глав, что выложены на данный момент. Кое-что я и так уже почти наизусть заучила.